В Рыбинск прибыли 105 рисунков, выполненных в технике литография и относящихся к серии Suite 347, созданной в 1968 году. Пикассо с энтузиазмом взялся за дело, хотя на тот момент ему уже исполнилось 87 лет, он жил в уединении на своей парижской вилле, которую превратил в мастерскую, и был оторван от светской жизни художников того времени.
Работа требовала внимания и ответственности, ведь при создании офортов, а серия изготовлена именно в этой технике, рисунок выполняется на медной доске, которая покрывается лаком, протравливается кислотой, закрашивается краской, и лишь потом изображение переносится на бумагу. Тем не менее за семь месяцев было создано 347 картин, которые составили самую масштабную графическую серию Пикассо и были объединены под названием Suite 347. Они не имеют общей темы и не связаны сюжетами. Часть иллюстрирует испанскую драматическую новеллу «Селестина», посвященную жизни старой сводницы, на других изображены сцены из цирка, на третьих – отношения художника и модели, на четвертых присутствует глава католической церкви.
— Когда все работы были закончены, в Париже, в одной из галерей состоялось открытие. Было четыре зала: два больших и два поменьше. У дверей двух залов висели таблички: «Вход на ваше усмотрение». Вот то, что было в этих залах, мы привезли вам, — задал интригу Александр Щеляков, арт-директор компании «Артгит», которая и открыла для Рыбинска сначала Дали, а затем Пикассо. — Реакция публики, конечно, была разной. Если говорить о молодежи, то для них Пикассо мало что значил, они, скорее, упустили из внимания эту выставку. Шла публика, которая знала Пикассо, но это была более взрослая аудитория, с более пуританскими взглядами. Поэтому первые отзывы были критические, и даже говорили, что Пикассо уподобился порнографии.
Однако воспринимать работы мастера настолько прямолинейно и однозначно не стоит, рекомендует Александр Щеляков. Переступая порог выставочного зала, зрителю надо осознавать, что он оказался на территории искусства и рассматривать выставку с точки зрения художественного смысла, почерка художника, техники и чувств, которые он старался передать.
— В отличие от предыдущей нашей выставки эта не будет требовать особых экскурсий. Я уверяю вас, Пикассо сам поведет вас от работы к работе. Где-то придется немножко прижмурится, где-то глаз отвести. Но не смущайтесь, ведь самое главное не то, что изображено, а то, как это изображено. Я убежден, что у вас будет много разных впечатлений, заметил Щеляков. — Выполняя эти работы, Пикассо торопился жить, насытить себя прошлыми эмоциями и страстями и окружить себя огромным количеством персонажей.
Пабло Пикассо ушел из жизни в 92 года, оставив после себя невероятное количество работ, по подсчетам исследователей, – порядка 80 тысяч. Suite 347 – одна из интереснейших страниц его творчества. В полном составе собрание находится лишь в семи музеях мира. Литографии, представленные в рыбинском музее-заповеднике, изготовлены с рисунков художника в начале 90-ых годов, их подлинность подтверждена сертификатами парижской художественной галереи. Свое согласие на изготовление литографий озвучили потомки Пикассо. Организаторы выставки ограничивают посещение ее детьми, промаркировав афишу знаком 18+. Выставка продлится в Рыбинске до февраля.