В то время как ярославские чиновники рапортуют о лучших темпах жилищного строительства в ЦФО, люди из ветхого и аварийного фонда въезжают в еще худшие условия. За симпатичными фасадами новостроек скрывается куда больше коммунальных проблем, чем в неказистых деревянных бараках. А жилье экономкласса может дорого выйти городской администрации.
ЗАЖИВЕМ, КАК ЛЮДИ
Семья Киндяковых оказалась в числе тех 112 семей, которым городская администрация по программе расселения ветхого жилья предоставила квартиры в новостройках в микрорайоне Переборы на улице Больничной. Когда пришло сообщение о том, что будут вручать ключи от новой, такой долгожданной квартиры, Галина Киндякова растерялась: муж после операции лежит в больнице, у самой здоровье не ах – как быть? Но в руки себя взяла, поехала. От волнения ноги совсем не держали, поэтому за торжеством наблюдала сидя, потихоньку смахивая с глаз слезы радости. Тогда на официальной церемонии рыбинские чиновники бойко рапортовали на видеокамеры о своем вкладе в темпы роста показателей по жилью, говорили, что сдача домов – это общая радость, потому что на их возведение были потрачены бюджетные деньги, и пафосно под аплодисменты вручали ключи «счастливчикам».
Быстрый осмотр оставил о квартирах самое приятное впечатление: раздельные санузлы облицованы светлой плиткой, хорошая сантехника, есть газовые плиты и котлы, на полу неплохой линолеум и обои подобраны со вкусом. Поэтому акты о пригодности к проживанию своих новых квартир люди подписывали без сомнений, тем более что жильем их обеспечивали городские чиновники, а не мошенники с улицы.
С переселением тянуть не стали и пожилые супруги Киндяковы, переехали в новостройку одними из первых – уж больно хотелось пожить в благоустроенной квартире. Да и со старого места их торопили: «Жилье вам взамен ветхого предоставили – вот и живите там, на новом месте».
Спустя три месяца смущенный Михаил Афанасьевич извиняется за спертый воздух в квартире:
— Все продукты жизнедеятельности здесь, вентиляцию пришлось заклеить скотчем – уж больно в квартиру задувает из нее, а газа нет, и батареи неважно греют, — оправдывается хозяин за то, в чем не виноват. – Вот, входную дверь держим открытой – воздух становится полегче, а ходить и в шубейке можно.
Его супруга, 78-летняя Галина Васильевна тяжело вздыхает, оглядывая влажный угол под потолком, и рассказывает о своей беде:
— Воду в кастрюлях греть приходится, в ванной лишний раз не раздеваемся, отопления там нет, холодно, а простужаться нельзя. Каждый вечер ложимся во влажную постель, спим под двумя одеялами, босыми ногами на пол не встать. От чего уехали, к тому и вернулись. Думали, еще успеем пожить, как люди, а тут…
Разговор прерывают голоса соседей. За тонкой стеной без признаков звукоизоляции живет молодая семья с маленькой дочкой, и в их квартире тоже много недоделок. Семья Баикиных получила «двушку» в новостройке взамен такой же по площади квартиры в бараке. Закон о расселении «гнилушек» был подписан президентом еще в 2010 году, и, когда стало понятно, что и у них есть шанс получить благоустроенное жилье по этой программе, молодые люди не могли поверить в свою удачу. Но коммунальные злоключения начались сразу после переезда: в первый выходной прорвало батарею. Из-за того, что в доме нет газа, отсутствует и горячая вода. Сразу стало очевидно, что ребенка нельзя мыть в ванной – там нет батареи или полотенцесушителя. Порос плесенью угол, а последней каплей, переполнившей чашу терпения, стал потекший во время оттепели потолок. Швы перекрытий промокли во всей квартире.
— О наших проблемах знают все — аварийная служба, мастер участка, управляющая компания. Нас все «футболят», кивают друг на друга: в управляющей компании говорят, что есть нарушения в проекте, спрашивайте с застройщика. Строители считают, что свои обязательства выполнили, – рассказывает Светлана Баикина. – Мы не выдержали, написали письмо в департамент архитектуры, попросили объяснить, почему вентиляция в квартирах приточная и почему в ванной нет полотенцесушителей. Времени прошло больше месяца, мы звоним – ответа нет.
Цена качеству
Коммунальными трудностями население Рыбинска не удивить. Тема текущих крыш, изношенных теплосетей, грязных подъездов или огромных счетов за услуги не сходит с газетных полос. Но то количество проблем, которое одновременно возникло перед новоселами в Переборах, поставило в тупик даже нас. Выяснение взаимосвязей между коммунальными неполадками и организациями, теоретически отвечающими за их устранение, заняло несколько дней. Больше трех десятков телефонных звонков, переговоры с диспетчерами аварийных служб, руководителями управляющих компаний и подрядных организаций, газовиками, строителями показали, что существование проблем признают все. Если эксплуатационщики лишь констатируют их наличие, то главный инженер застройщика — ООО «Лесла» — Марк Шатов анализирует причины произошедшего:
— Нас торопили. Документацию готовили несколько проектных организаций, сначала в проекте не было полотенцесушителей, потом они появились. Также с вентиляцией. Первоначально был расчет на деревянные окна, потом в проекте их заменили на пластиковые стеклопакеты, не предусмотрев клапаны для циркуляции воздуха. Опрессовку системы отопления в полном объеме не проводили, летом этого не позволили сделать технические особенности теплоснабжения в поселке Переборы.
По словам директора МБУ «Жилкомцентр» Анны Сутягиной, ее учреждение, отвечающее за муниципальное жилье, делает все необходимое для того, чтобы скорее привести дома на Больничной в соответствие с установленными санитарными и техническими правилами и нормами. То есть собирает жалобы и претензии жильцов, ведет переписку с заинтересованными организациями и проводит переговоры со строителями. По словам муниципальной служащей, жильцам недолго осталось терпеть холод в своих квартирах: строительные недоделки ООО «Лесла» исправит к 25 декабря. Однако соотношение времени, оставшегося до назначенной даты и объема накопленных претензий, ставит под сомнение выполнение этого соглашения.
Где в квартире газ? Это раз
Те, кто уже поселился на заветных метрах, стали заложниками еще одной коммунальной западни: пройти обучение на пользование газом и заключить договор о пользовании ресурсом должно 70% жильцов, это условие ОАО «Рыбинскгазсервис». Но люди своими глазами видят, что их ждет на новом месте, не верят обещаниям чиновников и строителей и не торопятся заезжать в проблемные дома. А пока большинство не заселились в свои квартиры, нет речи о пуске газа, а значит, и о появлении горячей воды в этих домах.
Но, как пояснили в Рыбинской городской прокуратуре, законодательство не предполагает зависимость предоставления услуги от числа пользователей.
— По жилищному законодательству, жилье, предоставляемое органами местного самоуправления, должно отвечать всем санитарно-техническим требованиям, включая благоустройство. При заключении договора соцнайма жильцы должны быть обеспечены всеми коммунальными услугами, которые предполагает степень благоустройства дома. Если есть техническая возможность предоставления услуг, при заключении договора ее обязаны предоставить. Для отключения услуги или приостановления подачи ресурса должны быть основания, например, задолженность или ненадлежащее техническое состояние, – пояснил старший помощник Рыбинского городского прокурора Дмитрий Иорданский. Однако он напомнил, что подписывая акт приемки, человек подтверждает, что ему предоставлены все необходимые удобства. А в случае с домами в Переборах многие новоселы документы подписали. Причины, побудившие людей принять то, чего нет, разные: кто-то понадеялся, что скоро получит недостающие услуги, кто-то побоялся, что может лишиться нового жилья в случае отказа, а кто-то просто привык верить власти. Решать проблему нужно не эмоционально, а официально, говорят в прокуратуре. Жителям необходимо обратиться к поставщикам ресурса с официальным запросом, по какой причине в их квартиры не поступает газ. Ответ от ресурсоснабжающей организации станет поводом обращения в надзорный орган. Пока письменных жалоб в городскую прокуратуру по поводу неподключенного газа в переборских новостройках нет, и формально получается, что газ и горячая вода там есть.
А еще получается, что закон, предписывающий предоставлять переселенцам жилье, в котором должны быть все коммунальные услуги, предусмотренные степенью благоустройства дома, для рыбинских чиновников – не закон.
Надежда Лазарева