Почему «Форсайт» повторил судьбу всех предыдущих городских информационных журналов, и какие СМИ поддерживает промышленный город, нам рассказал руководитель холдинга Дмитрий Сидельников.
— Дмитрий Сергеевич, что стало причиной закрытия «Форсайта» — единственного в городе журнала бизнес-тематики?
— Когда мы объявили о закрытии журнала, наши коллеги по отрасли совершенно справедливо отметили, что в городах, подобных Рыбинску, выпуск качественного издания с хорошей полиграфией, авторскими текстами, сильным редакционным составом нерентабелен. Мы надеялись, что нас статистика не коснется. «Форсайт» входил в состав нашего медиахолдинга «Инфографика», где кроме него есть газета «Рыбинская неделя», два городских интернет-портала «RWEEK.RU» И «INFORYBINSK.RU», корпункт Общественного рыбинского телевидения. Мы имеем собственную типографию, развитый отдел продаж, дизайн- и видеостудию и другие профильные отделы, которые помогали нам сокращать расходы. Но даже с такой серьезной базой журнал был убыточным, и на фоне кризиса мы приняли решение его закрыть. Причины сугубо экономического характера.
— Но открывая издание, вы, наверняка, знали, что печатные СМИ – низко маржинальный бизнес, и доход приносят издания формата газеты «Жизнь»? А «Форсайт» мало того, что не являлся желтым, сенсационным и скандальным, так еще изначально имел узкую бизнес-аудиторию?
— Средняя посещаемость сайта «Ведомостей» 140 тысяч человек в сутки. По сути, это вся бизнес-аудитория 140-миллионной страны, поэтому, конечно, мы не питали иллюзий относительно доходности делового журнала в отдельно взятом Рыбинске. Он создавался как дополнительный ресурс медиахолдинга и представлял собой скорее имиджевое издание. Но «Форсайт» стал имиджевым изданием города в целом, а не исключительно рекламного холдинга «Мастер Графикс». Поэтому была надежда на интерес предпринимательского сообщества, поддержку администрации, и такие перспективы мы обсуждали. Возможно, мы совершили маркетинговую ошибку, выбрав узкоспециализированную нишу, но предыдущий опыт издания городских качественных журналов другой тематики привел к тому же результату. Как только заканчивалось финансирование из основного источника, издание закрывалось.
— А вы искали дополнительные источники финансирования?
— Мы финансировали «Форсайт» два года и все это время работали по привлечению партнеров, инвесторов, спонсоров. Обращались к крупному и среднему бизнесу, руководителям промышленных предприятий, администрации города. Как выяснилось, всем журнал очень нравится, все жалеют о его закрытии, но никто не готов поддержать его дальнейшее издание. Единственный, кто предложил конкретную помощь, — руководитель ОАО «Техническая бумага» Дмитрий Романов, который готов предоставить бумагу для печати. Переговоры с администрацией города к конструктивному результату не привели, бюджет Рыбинска не принят, соответственно, поддержку нам никто гарантировать не может, хотя это вполне по силам и руководству города, и депутатам.
— Если предприниматели не готовы содержать издание о себе любимых, то почему это должны делать налогоплательщики?
— Во-первых, никто не говорит о содержании. Мы не просим подаяния, а предлагаем сотрудничество. Холдинг готов и дальше брать на себя основные расходы по выпуску журнала, и лично для меня будет достаточно, если издание станет просто безубыточным. Во-вторых, бизнес поддерживает «Форсайт» ровно так, как это должен делать любой рачительный предприниматель, — размещая на страницах журнала рекламу или заказывая платные статьи. В-третьих, два года мы верой и правдой рассказывали о деловом Рыбинске, в том числе освещая деятельность администрации. И в отличие от других СМИ делали это абсолютно бесплатно, не спрашивали денег «за упоминание» и не требовали заключения договора об информобслуживании. «Форсайт» был действенным инструментом в работе с внешним и внутренним капиталом, потому что доступно, полно и непредвзято рассказывал о деловой сфере Рыбинска, повышая его инвестиционную привлекательность. Журнал был площадкой в диалоге власти и бизнеса, на его страницах проходил обмен мнениями, обсуждали инициативы, тенденции и тренды современного предпринимательства. Профессиональное экспертное сообщество давало оценку действиям властей в сфере бизнеса, искало наиболее эффективные способы и формы административной работы. Мы часто слышим, что средний и малый бизнес – главная опора экономики государства, и ему нужно помогать. Так вот «Форсайт» был куда полезнее многих бизнес-инкубаторов и консультационных центров, на содержание которых тратят огромные средства. Журнал служил прямым руководством и практическим пособием по ведению бизнеса, так как рассказывал о конкретных, «живых» примерах успеха и поражения. И наконец, в-четвертых, кого из налогоплательщиков, среди которых и представители бизнеса, хоть раз спросили, какие СМИ они готовы финансировать?
— Плата за информационное обслуживание органов власти – нормальная практика и отдельная возможность для СМИ выжить.
— В случае Рыбинска нужно перефразировать. Информобслуживание – это возможность отдельным СМИ выжить. Из бюджета традиционно финансируются «свои» официальные СМИ. В этом году на содержание только одной муниципальной газеты власти предлагают депутатам потратить шесть миллионов рублей. А это, скажу я вам по собственному опыту работы в издательском бизнесе, сумма более чем приличная. Для сравнения, для того чтобы издавать тот же «Форсайт» еще год, нужно в 10 (!) раз меньше. Да, иметь свое подконтрольное СМИ – это приятно, но неэффективно, а в нашем случае еще и очень дорого. Стоимость контакта с одним читателем муниципальной прессы обходится бюджету в 800 рублей. С точки зрения медиапланирования, это уровень «Форбс». Мне сложно представить образ мыслей чиновников, но как предприниматель я убежден, что существует масса вариантов более эффективного расходования бюджетных средств. Это может быть система грантов, конкурсов, открытых аукционов, которые заставят те же СМИ шевелиться и предлагать интересные и выгодные проекты, а не просто сидеть на бюджетных дотациях, напрочь забывая о своих основных функциях. Власть должна быть заинтересована в охвате, соответствии целевой аудитории, PR-продвижении. Нельзя складывать все яйца в одну корзину. Это приводит к большим финансовым потерям, и мне сложно понять, как, призывая население жить по средствам, сама администрация не спешит рационально и грамотно работать со своими расходами.
— Есть ли надежда, что издание «Форсайта» возобновится?
— Я умею считать деньги, поэтому в настоящих финансовых условиях надежды нет. Но если этому научатся люди, распоряжающиеся нашими финансами на административном уровне, то для печатного рынка Рыбинска возможны новые перспективы.
Светлана Израйлева
Жалко…Такой хороший журнал был…
У нас в Рыбинске только анфас покупают)))