— Константин Алексеевич, чем руководствовался Муниципальный Совет, и вы в том числе, когда выступал с инициативой об отмене прямых выборов мэра города?
— Необходимо отделять политику от экономики. На сегодняшний день Рыбинск накопил 1,5 миллиарда долга, бюджет 2015 года будет тяжелым. Максимум усилий необходимо приложить к выведению экономики, хозяйства города на стабильный уровень. Если рассматривать сложившуюся ситуацию на примере предприятия, то можно представить, что есть менеджер-управленец, который руководит бизнесом, обеспечивает его деятельность не с точки зрения того, что о нем подумают и скажут, а с точки зрения эффективности. Недостаток денег в этом случае не может служить оправданием, в самом сложном положении люди придумывают способы поднять свое дело с нуля. Город – это хозяйственный механизм, и им надо управлять эффективно.
— А как же быть с тем, что буквально в сентябре депутаты приняли прямо противоположное решение, высказывались за сохранение выборов в Рыбинске и Ярославле. Что заставило вас «передумать»?
— В Рыбинске в сентябре такого решения не принимали. Его принимала областная Дума по инициативе глав городов и районов. Местных депутатов к обсуждению этого вопроса не привлекали, а мнения уже тогда были разные. Мы проводили непростые консультации, взвешивали разные предложения и пришли к мнению, что введение должности сити-менеджера на сегодняшний день актуально. И решение депутатов Рыбинска было консолидированным, его единогласно поддержали представители всех партий. А про «передумали» — это к областным депутатам.
— Скажите честно, на вас как на председателя и на Совет в целом оказывали давление сверху? О ЦУ сверху открыто говорили областные депутаты Немцов и Балабаев.
— У нас не ручной, не плюшевый Совет. Если бы было давление и несогласие депутатов, то были бы и руки «против». Еще раз повторю: у нас был обмен мнениями, консультационные обсуждения, мозговой штурм, в ходе которого мы пришли к единому решению.
— Если депутаты склонялись к единому мнению, тогда почему Совет проходил за закрытыми дверями?
— Не было Совета за закрытыми дверями. Совет сначала отработал повестку дня, а потом решил вернуться к обсуждению вопросов. То, что журналисты к этому моменту с заседания ушли, так они, бывает, и в ходе заседания уходят. Назовем это стечением обстоятельств.
— Вернемся к главе и сити-менеджеру. Смогут ли два равностатусных управленца сотрудничать эффективно, без борьбы за первенство у руля власти?
— В структуре власти России есть две ветви: законодательная и исполнительная. Законодательная определяет правила игры, а исполнительная по этим правилам действует. И здесь будет что-то подобное. Законодатели определяют правила, обозначают функции и показатели успеха или неуспеха. Правила игры обговариваются заранее, сити-менеджер получает свободу и самостоятельность действовать в рамках правил. Соблазн соперничества при таком положении дел сводится к нулю.
— А насколько сильна мотивация наемного работника? Одно дело тебя избрал народ, а другое – тебя приняли на работу.
— В решении хозяйственных вопросов города сити-менеджер будет единственным лидером, а основные индикаторы работы сити-менеджера можно оценить цифрами: количеством введенных в эксплуатацию квадратных метров жилья, километрами отремонтированных или вновь построенных дорог, отремонтированными крышами, собираемостью бюджетных платежей. Если человек будет справляться со своей работой, то и причин говорить об увольнении не возникнет. Поводов для снижения его мотивации я не вижу. Рыбинском и сейчас управляет, по сути, сити-менеджер – наемный работник.
— Кандидатура сити-менеджера будет выбрана из кадрового резерва. Это может быть управленец, незнакомый с проблемами Рыбинска изнутри. На пользу ли городу будет такое назначение?
— Не так важно, где человек родился. Гораздо важнее его деловые качества и его хозяйственный шлейф: где и как он работал, какие хозяйственные свершения у него есть. «Чьих» он будет — нам не так важно.
— Закон приняли, какие изменения и когда наступят?
— На сегодняшний день губернатор еще не подписал закон. Изменения в уставе и других нормативных документах станут актуальны к концу весны. В любом случае в Рыбинске есть избранный глава, и он является руководителем города, его полномочия истекают осенью 2017 года. Изменения в структуре управления городом наступят после прекращения полномочий избранного мэра.
— Как отразится разделение власти на рыбинцах, ведущих какую-либо социальную или бизнес-деятельность в нашем городе?
— Сейчас, чтобы попасть на прием к главе, занимающемуся политическими и хозяйственными вопросами, нужно быть очень настойчивым. Не потому, что глава не хочет, он часто физически не может принимать граждан. А ведь к главе на прием идут на 80% с коммунальными заботами. У главы администрации будет больше сил, времени и возможностей для встреч, он должен стать доступней для граждан.
— По существующей схеме вы – кандидат №1 на пост главы Рыбинска. Как относитесь к такой перспективе?
— Говорить о перспективах преждевременно, на новую должность будут новые выборы.
Надежда Лазарева