То, что реклама – двигатель торговли, известно давно. Но она может быть навязчивой, агрессивной и даже опасной для жизни. Беспокойные, слепящие вспышки, беспорядочное мигание и мельтешение букв раздражает, отвлекает от происходящего на дороге и создает аварийные ситуации.
Дискотека на колесах
Ирине Колесовой, чтобы вовремя завезти дочь в школу и добраться до работы, приходится выезжать из дома с запасом времени. Аккуратный водитель ответственно выполняет требования закона на дорогах и недоумевает, почему ее права на тех же дорогах безнаказанно нарушают другие?
— Сейчас в городе появилась световая реклама на такси, разве это безопасно? Взгляд против воли останавливается на огнях, водитель отвлекается, теряет из виду светофоры и соседние машины. Если в потоке передо мной едет машина с мигающей вывеской, я лично съезжаю к обочине, чтобы пропустить ее. Уж лучше дать опасному такси уехать, чем рисковать своим благополучием и здоровьем ребенка, — считает Ирина.
А вот у водителей общественного транспорта, рабочая смена которых длится до 11 часов, нет возможности сойти с маршрута и дать отдых глазам. Постоянно находясь за рулем, водители автобусов следят за состоянием дороги, приборной панелью, сигналами соседних и встречных машин, огнями светофоров, должны наблюдать за пешеходами и пассажирами. Если рекламу в пешеходной зоне они привыкли не замечать, то внезапно появляющиеся перед глазами световые табло, мигающие, как стробоскопы, игнорировать не получается. Человеческий глаз так уж устроен, что реагирует на свет и движение непроизвольно, пытаясь составить из отдельных картинок-вспышек образ увиденного.
— Распределение внимания – очень важный параметр для водителя, который должен одновременно контролировать множество факторов. Обилие стимулов приводит к физиологическому снижению внимания, и мигающие яркие огни могут легко дезориентировать, отвлечь водителя от ситуации на дороге. Доли секунды может хватить, чтобы произошла ошибка. Что касается самой рекламы на заднем стекле, то она малоэффективна: молниеносная смена информации, быстро уезжающая машина не дают прохожим вчитаться в ее содержание, запомнить телефон. Люди видят свет, а не информацию, — поясняет психолог высшей квалификационной категории Ирина Игнатьева.
Цена риска
Взглянув на ситуацию глазами водителей автобусов и пешеходов, пытаемся узнать мнение противоположной стороны. Садимся в такси, заднее стекло которого подсвечено огнями рекламы. В салоне темно: задняя полка авто плотно завешена темной тканью, полностью лишая водителя заднего обзора. Заметив наше удивление, таксист поясняет: «Это чтобы блики, отражающиеся в стеклах и зеркале заднего вида, не мешали. Не переживайте, по приборам доедем». Но беспокойство о своей безопасности от веселья и энтузиазма водителя не проходит: слишком дорого может обойтись беспечность на дороге. В то же время стоимость объявления, размещенного в такси, сопоставима с ценой безопасных рекламных объявлений. Пять секунд известности с периодичностью каждые две минуты на одной машине такси обходятся рекламодателям в 300 рублей в месяц. Договор заключают быстро, без лишних слов и соблюдения формальностей. Так объявления о медицинских услугах пустят без обязательного по закону о рекламе титра «имеются противопоказания». Видимо, понимают бизнесмены, что лишние слова в потоке машин рекламного эффекта не принесут.
С другим предлогом
Рекламная индустрия изначально создана для того, чтобы влиять на поведение людей, и сегодня социальная ответственность рекламщиков всесторонне регламентируется законами. Исчезли из рекламы крепкий алкоголь и пиво, табак и люди в белых халатах, снизилась громкость рекламы. Размещение рекламы в транспорте также подчиняется своим правилам: пункт 5 статьи 20 закона «О рекламе» говорит, что реклама на транспорте не должна создавать угроз безопасности движения. Согласно приказу МВД РФ от 7 июля 1998 года №410 «Об утверждении инструкции о размещении и распространении наружной рекламы на транспортных средствах» дополнительные внешние световые приборы, не предусмотренные заводом-изготовителем, в рекламных целях не должны устанавливаться на автомобиль.
Предприниматели, о бизнесе которых мы ведем речь, с законами знакомы и даже соблюдают их буквально. Дело в том, что в рыбинских такси рекламные носители установлены не на автомобиле, а внутри автомобиля. По-другому расположенное оборудование уже не нужно согласовывать в ГИБДД и можно спокойно подсчитывать доход от потенциально опасной для участников движения рекламы. В другом случае такой находчивостью бизнесменов можно было бы восхищаться, да вот беда: от замены предлога, использованного в словесной конструкции, изменяется только смысл предложения, но не яркость лампочек, ослепляющих водителей.
Руководство ПАТП-1, отвечающее за безопасность своих пассажиров, обращало на спорную ситуацию внимание инспекции по безопасности дорожного движения.
— Особенно остро ситуация встала сейчас, когда установился короткий световой день, сумерки начинаются рано, и нагрузка на органы зрения водителей возрастает. В управлении ГИБДД по Ярославской области разделили нашу озабоченность и согласились, что реклама в заднем окне машины может создавать угрозу движению, — рассказывает заместитель генерального директора ОАО «ПАТП-1» Николай Смекалов. — Проверку по нашему вопросу проводит рыбинский отдел ГИБДД.
Сотрудники технического надзора рыбинского отдела ГИБДД фиксируют жалобы и обращения горожан по поводу яркой неуместной рекламы на дороге, но окончательных выводов пока не делают: подобных дел в их юридической практике еще не было. Не высказалась пока по этому поводу и Федеральная антимонопольная служба. Пока компетентные органы проводят проверки и делают выводы, участники дорожного движения получат каждый свое: одни — доход, другие, и нас большинство, – необоснованный риск.
Надежда Лазарева
Нигде уже не отдохнуть от рекламы!
очень мешают вождению эти бегающие буквы.
Вот теперь оговорок-то появится в заказе такси: если раньше я просила диспетчера прислать некурящего водителя, так как еду с детьми, то с сегодняшнего дня придется составлять список: некурящий, не с бадуна и машина без рекламы. Весело, однако…