– Валерий Николаевич, из вашего отчета, который был представлен на последнем заседании Муниципального Совета, следует, что по программе капитального ремонта многоквартирных домов в Рыбинске отремонтировано 26 домов из 72 претендующих, а полный пакет подписанных документов имеют и того меньше – лишь 10. Согласитесь, что выполнение трети объемов не может и не должно никого успокаивать. Чем можно объяснить такую статистику?
В соответствии с планом на 2014 год предполагалось отремонтировать крыши в 60 домах. На конец года работы завершены в 26 домах, еще в одном работы практически закончены. По остальным объектам работы находятся на разной стадии – на 16 домах подрядчики определены со сроками выполнения до лета, 9 законсервированы до более благоприятных погодных условий, на 4 домах ведутся работы, а еще на 4 дома в очередной раз готовится документация на торги.
Еще 12 жилых зданий, которые являются объектами культурного наследия или памятниками архитектуры регионального или федерального значения, требуют к себе особого подхода. В их отношении применимо понятие «строительная реставрация», и требования к капитальному ремонту отличаются от стандартных. В 2014 году на них предполагалось оформить проектно- сметную документацию, но те, кто сталкивался с ремонтами исторических памятников, знают, что согласования проектной документации на историческое наследие могут длиться многие месяцы. Кроме затрат времени нужны значительные денежные средства. Только проект на ремонт крыши исторического здания требует от полутора до трех миллионов рублей. Работа по этим домам продолжается в текущем году.
– Может быть, требования, предъявляемые к документации и квалификации исполнителей, завышены?
– Требования фонда не отличаются от общих требований к строительству: нужен стандартный набор согласований, соблюдение СНиПов. У нас иногда складывается впечатление, что у участвующих организаций есть пробелы в общей подготовке: в проектной документации много неточностей, недоработок. Доходит до того, что проектировщики приносят неадаптированные к конкретным условиям проекты из интернета. Отсюда – несовпадение объемов, заложенных в смету, и реальных условий. Часто приходится выезжать вместе с проектировщиками по адресам, смотреть, сверять объемы. Все это влечет за собой потери времени.
– Если проектная документация в порядке, то события развиваются быстрее?
– Не всегда. За прошедшие полгода были случаи, когда подрядчик, заявив о своем участии в конкурсе и выиграв его, не может освоить весь объем работ. У одних есть параллельные объекты, у других не хватает специалистов. Сроки договоров достаточны для выполнения ремонта, обычно это два с половиной месяца, и подрядчик может сам их регулировать на стадии заключения договора. Организации подрядчики должны трезво оценивать свои возможности.
– Валерий Николаевич, в прошлом году некоторые дома участвовали в конкурсе до семи раз, другие оказались совсем не востребованы у строителей. Объекты сложны или проблема в «неинтересных» сметах?
– Существует мнение, что предварительные стоимости работ, вошедшие впоследствии в проектносметную документацию, были занижены или учитывали неполный перечень необходимых кровельных работ. Да, такие единичные случаи за полгода были. Но если мы понимаем, что в смете есть недоработки по видам или объемам работ, всегда есть возможность сделать уточняющую смету. Я считаю, что это не может быть для подрядчиков причиной не участвовать в торгах. Не находится желающих на сложные ремонты в домах старого центра: ул. Крестовая, 66, ул. Чкалова, 15, 21, 40, ул. Гаванская, 14. Среди подрядчиков, принявших участие в программе капремонтов, обиженных нет. За исключением, может быть, тех, кто не смог освоить смету. Например, на дома №3, 3В, 1/11 по улице Академика Губкина в смету заложен один миллион 200 тысяч рублей, а подрядчик, выполнив все работы, уложился в 600. Подрядные организации, участвующие в программе, финансируются без задержек и в полном объеме, задолженностей перед ними у фонда нет. До начала выполнения работ все подрядные организации получили предоплату в размере 30% от стоимости заключенных договоров.
– В нашем разговоре невозможно обойти проблему качества проводимых ремонтов.
– Контроль за проведением ремонтных работ на каждом объекте осуществляет представитель Регионального фонда. Во время приемки работ обязательно присутствует представитель от собственников. Жители могут привлечь к осмотру своего специалиста или кого-то из соседей, кто разбирается в строительных работах. Как раз на последней депутатской комиссии было решено дополнительно включить в состав приемной комиссии и депутатов. Мы против этого не возражаем, потому что независимо от присутствия депутатов на некачественно выполненные работы никто документы подписывать не будет. Например, 29 декабря была приемка дома № 6 по улице Кирова. Депутат, которого об этом известили, приехать на объект не смог, вместо него присутствовал представитель управляющей компании. Претензий к качеству работ у него не было.
– Ремонт любых элементов дома – крыши, фундамента, фасада, внутренних инженерных сетей – находится на пересечении с интересами управляющей компании. Как происходит разграничение зон ответственности между подрядчиками и УК?
– По-разному. Со стороны жильцов и УК бывают обоснованные претензии: на Кирова, 32 подрядчики при консервации крыши некачественно выполнили примыкание. Как результат – над тремя квартирами крыша протекает и меры к устранению проблемы будут приняты. А бывают и надуманные. Например, УК предъявляла претензию кровельщикам, что те испортили систему отопления на чердаке дома. А при осмотре выяснилось, что система сгнила еще до ремонта крыши.
Кстати, управляющие компании могут на общих основаниях участвовать в торгах за право проведения капитальных ремонтов своих домов, но почему-то этого не делают. У нас есть только один такой пример, когда ООО «УК «ЖКУ» выиграло конкурс и отремонтировало крышу на Баженова, 2, на своем доме. Но большей заинтересованности со стороны УК мы не наблюдаем. Видимо, они еще помнят те времена, когда ремонты были в их распоряжении, была самостоятельность в выборе подрядчиков, освоении средств. Претензии к качеству были и тогда. Достаточно вспомнить ремонты на ул. Димитрова, 2, 4, улице Свободы, 8, фасад на ул. Рапова, 6А, крышу на Крестовой, 137, Зои Космодемьянской, 1, Рапова, 6 и другие.
– Насколько активно жители включились в оплату капремонтов?
– Достаточно активно. На 1 января 2015 года собираемость взносов на капитальный ремонт по городу Рыбинску составляет 73%. Мы знаем, что жители 362 домов в городе платят на специальный счет дома – собираемость таких домов – 72%; другие горожане копят средства на капремонт на общем счете регионального оператора. Там собираемость немного выше: 73,9%.
– Какие нововведения будут приняты в программе капремонтов в 2015 году?
– Планы на ремонт гораздо больше, чем в прошлом году. Правительством Ярославской области уже утвержден двухлетний план ремонта на 2014-2015 годы. План размещен на сайте Регионального фонда капремонта – www.yarmkd76.ru. В плане ремонта по городу Рыбинску – 129 многоквартирных домов. Обращаю внимание, что 29 домов – это те, которые перенесены с 2014 года, где ремонт не был завершен.
19 января в Рыбинске фонд провел совещание, на которое были приглашены и собственники, проживающие в домах, которые включены в план ремонта 2015 года. Собственникам были выданы уведомления, методические материалы, разъяснены их дальнейшие действия. Также прозвучала информация в целом о реализации программы капремонта, проанализированы проблемы и пути их решения.
Беседовала Надежда Лазарева
Столько уже оплачено за капремонт….чувствую, не дождемся мы его в своем районе((