В новый год – с долгами
Перед самым Новым годом большинство россиян по традиции заняты беготней по магазинам в поисках подарков для родственников и друзей, обсуждением свеженьких рецептов салатов и горячего, составлением длинных продуктовых списков и азартным их отовариванием. Работники рыбинского ОАО «ПАТП1» смотрели на этот праздник жизни с раздражением и нарастающей тревогой, ведь на вопрос – будут ли деньги к празднику? – даже 29 декабря им никто ответить не мог. Зарплату задерживали, а та тысяча рублей, которую коллективу выдали в качестве аванса за ноябрь, была уже давно потрачена и забыта.
В гараже только об этом и говорили, грозились забастовками, но организованно в профсоюз не обращались, так что его лидер Алевтина Виноградова считает, что «особой критической ситуации не было». В комиссию по трудовым спорам сотрудники ПАТП1 тоже не пошли. Но обратились с заявлением о задержке выплаты заработной платы в прокуратуру, поставили в известность о бедственном положении предприятия и депутатов. Неизвестно, эти шаги или что-то другое подействовало, но ноябрьскую зарплату к Новому году работники ПАТП1 все-таки получили. Сразу после окончания праздничных каникул им был выплачен и аванс за декабрь. Кризис, вроде бы, миновал, но, как нам сообщил старший помощник рыбинского городского прокурора Дмитрий Глинкин, по факту задержки выплаты зарплаты надзорный орган проведет проверку и вынесет руководству предприятия представление о недопустимости впредь подобных действий.
Рейс автобуса отменен
Тем временем напряжение, которое испытывает предприятие и его работники, начало отражаться и на пассажирах. Расписание движения автобусов в последнее время значительно изменилось. В частности, автобусы популярного у пассажиров маршрута № 10 ходят по нестабильному графику с интервалом «от 25 минут», что на деле оборачивается перерывами в 35 – 40 минут. С транспортными трудностями хорошо знакомы и жители отдаленных районов. Из микрорайонов Переборы и Слип в вечернее время, которое для транспортников начинается после 19 часов, добраться до города на общественном транспорте очень сложно. На новогодние каникулы часть рейсов вообще была отменена, и те горожане, чей рабочий график перерыв на праздник не предусматривал, добирались до места работы на перекладных. Зато на улицах Рыбинска появились новые маршруты №№27 и 29. Казалось бы, введение дополнительных рейсов нужно только приветствовать, но стоит ли их открывать, когда так много вопросов к маршрутам действующим? Откуда появились машины для заполнения новой схемы движения, и не лучше ли добавить рейсов на «дефицитные» направления? На этот вопрос нам ответил заместитель генерального директора ПАТП1 Николай Смекалов:
– Маршруты №№27 и 29 – это альтернатива рейсам 107го и 109го маршрутов, которые с 1 января вместе с №101 перешли к ПАТП3. Бороться за пригородные маршруты с предприятием, которое подчиняется областному департаменту транспорта и выиграло им же объявленный конкурс, было нереально. А вот за пассажиров этих направлений, которые на 70% – горожане, мы поборемся. ПАТП1 живет на те деньги, которые получает от продажи билетов. Уменьшение количества пассажиров, вызванное демографическими изменениями и популярностью личного транспорта, и более низкие тарифы на троллейбусах ухудшают наше положение. Что касается расписания рейсов, то его утверждают в департаменте ЖКХ, транспорта и связи. Там о всех наших трудностях прекрасно знают.
С кого спросить?
Отсыл к городской администрации, который постоянно звучит от специалистов транспортной организации, не случаен. Администрация Рыбинска является 100%м
акционером ПАТП1, и, по идее, должна быть искренне заинтересована в высоких производственных показателях, его загруженности и бесперебойной работе. Между тем, все сложнее становится не говорить о том, как много машин стоит на территории предприятия в ожидании ремонта, как складывается судьба тех автобусов, которые были приобретены для ПАТП1 по лизинговому соглашению несколько лет назад. Руководство ПАТП1 под предлогом коммерческой тайны предметно отвечать на эти вопросы отказывается.
– Разве на предприятии не знали, что работникам нужно платить зарплату? Что привело к ухудшению финансового положения: дотации прекратились или доходы упали? Почему запаздывает реакция руководителей и акционеров предприятия? Если город вдруг останется без основного перевозчика, будет ли это хорошо для жителей? Надо искать причину происходящего, – считает депутат муниципалитета Ирина Сахарова. Вопрос, затрагивающий благополучие ПАТП1, в Совете депутатов уже поднимался: в декабре народные избранники одобрили оказание автопредприятию субсидии в размере пяти миллионов рублей из городского бюджета. Но она на счета предприятия не поступила и в середине января.
Получить официальный комментарий от руководителей департамента ЖКХ, транспорта и связи о положении в ПАТП1 нам пока не удалось. Сейчас номером один в повестке дня чиновников значится спортивное событие мирового уровня. Но исполняющий обязанности главы города Леонид Можейко, подводя итоги 2014 года, признавал, что специалисты администрации не в состоянии досконально контролировать деятельность ПАТП1 с тем, чтобы все средства, выделяемые предприятию в качестве дотаций, гарантированно шли на пользу предприятию, а значит, и нам, пассажирам. Приватизация акционерного предприятия, по словам Леонида Можейко, могла бы улучшить положение дел. Но найти на стороне желающих заниматься в масштабе большого предприятия убыточным с точки зрения муниципальных специалистов бизнесом, трудно. А значит, уделять свое внимание проблемам автотранспортного предприятия чиновникам администрации все равно придется.
сколько помню, у патп всегда проблемы.. то водителей не хватает, то зп задерживают. Транспорт города — это основное, жизненно-необходимое дело!