История про мяукающую дивизию, прибывшую из Ярославской области в Ленинград, чтобы спасти блокадную столицу от крыс, со временем обросла таким дополнительным ореолом романтики, что стала вызывать сомнения у историков и краеведов. И пусть документальных подтверждений «пушистому десанту» обнаружить не удалось, но воспоминания самих блокадников подтверждают: кошек, которые после прорыва окружения стали дороже хлеба, завозили в Ленинград железнодорожными вагонами.
8 сентября 1941 года Ленинград был взят в кольцо, началась блокада, которая продлилась 900 дней. В страшную зиму 19411942 годов люди, чтобы выжить, ели своих домашних питомцев. Вот одно из воспоминаний блокадницы: «…У нас был кот Васька. Однажды он пропал. Мама сказала, что отнесла его в приют. А вечером мы ели что-то наподобие котлет… Я тогда ничего не поняла. Благодаря Ваське мы выжили в ту зиму».
Но если люди умирали, то крысы плодились и размножались. Оказалось, что еды в голодном городе для крыс хватало. Блокадница Кира Логинова вспоминала, что «…тьма крыс длинными шеренгами во главе со своими вожаками двигались по Шлиссельбургскому тракту (ныне проспекту Обуховской обороны) прямо к мельнице, где мололи муку для всего города. В крыс стреляли, их пытались давить танками, но ничего не получалось: они забирались на танки и благополучно ехали на них дальше. Это был враг организованный, умный и жестокий…»
Справиться с такой «армией» могли только кошки. В январе 1944 года котенок в Ленинграде стоил 500 рублей — килограмм хлеба тогда продавался с рук за 50 рублей, а зарплата сторожа составляла 120 рублей в месяц. «За кошку отдавали самое дорогое, что у нас было хлеб, рассказывала блокадница Зоя Корнильева. Я сама оставляла понемногу от своей пайки, чтобы потом отдать этот хлеб за котенка женщине, у которой окотилась кошка». На всех кошек не хватало. Кошек давали напрокат, передавали из рук в руки.
До нас дошли клички двух котов, которые выжили в блокаду, – Максим и Малыш. Последний оказался долгожителем по кошачьим меркам. Он родился в 1933 году, умер в 1957м. Его фотография находится в Музее кошек Санкт-Петербурга.
После снятия блокады в январе 1944 года вышло постановление Ленсовета о необходимости «выписать из Ярославской области и доставить в Ленинград четыре вагона дымчатых кошек» (дымчатые считались лучшими крысоловами). Помогла не только Ярославская область, но и Ивановская, Костромская, Нижегородская. Жители Верхневолжья отдавали своих домашних любимцев добровольно. Сами приносили на вокзалы. Всего собрали 500 дымчатых кошек.
«Мяукающую дивизию», так в шутку называли прибывших животных блокадники, разместили в два железнодорожных эшелона и отправили в Ленинград. Путь дивизии лежал через Рыбинск. В течение всей поездки кошек не кормили. Как только эшелон прибыл в Ленинград, вагоны открыли, и обезумевшие животные бросились врассыпную. Началась охота на крыс. И за несколько месяцев крысы ушли из города.
В память о подвиге полосатых героев в Питере поставили бронзовые памятники коту Елисею и кошке Василисе на Малой Садовой. Автором идеи является Сергей Лебедев, скульптором Владимир Петровичев, спонсором Илья Ботка. Памятник коту установили 25 января 2000 года, а кошке 1 апреля 2000 года.
В 1998 году в Эрмитаже был учрежден День эрмитажного кота в память об усатых спасателях мирового искусства. Еще перед блокадой Ленинграда из Эрмитажа были вывезены многие экспонаты, но в самом дворце оставались вещи, которые могли испортить крысы. Для спасения Эрмитажа были привезены сибирские коты. Их разместили в подвале, чтобы запах кошек отпугивал грызунов. С тех пор в Эрмитаже наряду с научными хранителями коллекций есть и «пушистые» хранители.
В 2013 году молодой режиссер-документалист Максим Злобин создал фильм «Хранители улиц», где рассказал историю ярославской «мяукающей» дивизии. Максим – воспитанник рыбинской школы юных журналистов под руководством Марины Шакуровой. Фильм «Хранители улиц» был номинирован на национальную премию «Страна», его можно посмотреть в интернете.
В начале XX века 7% населения Санкт-Петербурга составляли выходцы из Ярославской губернии, в середине века ярославские коты стали родоначальниками современных петербургских кошек. Связь между нашими городами стала еще крепче.
Оксана Гожалимова
Автор выражает благодарность за предоставленные материалы Марине Шакуровой и Татьяне Степкиной.