Долги ПАТП1 перед банками исчисляются десятками миллионов. Только маршрутные такси, обслуживающие четыре направления, «привезли» за 2014 год 13,5 миллиона рублей убытков. Изменилась частота рейсов на отдаленных маршрутах в вечернее время, право на перевозки по пригородным направлениям перешло к ПАТП3, более чем на 100 человек сократилась численность работников автопредприятия. Экономическая деятельность муниципального автобусного парка стала предметом обсуждения на комиссии по городскому хозяйству и реформированию ЖКХ в Муниципальном Совете депутатов. Распоряжением и.о. главы администрации Леонида Можейко для детального анализа деятельности предприятия создана рабочая группа. В нее вошли специалисты транспортно-коммунального департамента, депутаты, руководители ПАТП1. Возглавил группу аудиторов директор департамента ЖКХ, транспорта и связи Алексей Рябченков.
– Перевозки ПАТП1 носят ярко выраженный социальный характер. И дело здесь не только в тех льготах, которые предоставляет предприятие пенсионерам, многодетным, ветеранам и другим категориям граждан. Из отдаленных районов города нет другого, приемлемого по цене, способа добраться до центра. Автобусы обеспечивают регулярные рейсы в течение всего дня, они выходят на маршрут, несмотря на то, пятьдесят пассажиров в салоне или пять. Если частное предприятие закрывает убыточный маршрут, то муниципальный перевозчик себе этого позволить не может, – анализирует причины сложившегося положения Алексей Рябченков.
Солидный километраж, который накатывают машины, соединяя дальние районы города, и недостаток пассажиров на дальних маршрутах в дневное время переводят эти маршруты в разряд убыточных. По данным статистики, «в минус» ездят автобусы №№ 3, 6, 16, у нулевой черты балансирует автобус № 1. А вот автобус № 12, чей маршрут соединяет густонаселенные районы и проходит по оживленному центру, – лидер по продажам билетов. Но прибыль с одного–двух направлений не компенсирует убытки на остальных. Такое положение вещей характерно и для других городов области. Там муниципальные перевозчики пользуются поддержкой из бюджета. Сравнение автобусного предприятия с троллейбусным, которое успешно работает, установив плату за проезд на два рубля меньше, чиновник считает некорректным. Ведь у конкурентов нет социальной ответственности перед горожанами: они ограничились пятью маршрутами, проложив их по «золотой» середине города, отказались от рейсов в Заволжский район и по улице Гагарина, посчитав их невыгодными.
– Конкретные выводы по работе автотранспортного предприятия пока делать рано. Но после предварительных оценок, я считаю, что от убыточных рейсов надо частично отказываться. Или предусматривать компенсации на важных направлениях, чтобы в городе присутствовали все маршруты, и было транспортное сообщение, к которому привыкли пассажиры, – указывает на возможные резервы для сокращения расходов ПАТП1 Алексей Рябченков.
Также на балансе предприятия числится собственная столовая, которая не приносит в кассу прибыль. Это тоже один из вариантов сокращения расходов. При этом на предприятии проведены мероприятия по энерго-эффективности, налажена производственная работа, хорошие показатели у ремонтной службы. Для полного анализа деятельности ПАТП1 комиссия будет изучать учетную политику предприятия, разберется, как сформировались убытки на маршрутных такси, оценит себестоимость рейсов, выручку. Окончательные выводы о положении предприятия специалисты обещают сделать по результатам проверки.
О том, как сформировались убытки на маршрутных такси вам расскажет любой пассажир — водители нагло тырят оплату за проезд, не выдавая билетиков, либо продавая их по 2-3 раза. ПАТП-1 не хочет решать проблему (установка видеорегистраторов сделала бы процесс оплаты более открытым), значит это кому-то выгодно?