24 января на сцене рыбинского драматического театра состоялась долгожданная премьера пьесы «Зойкина квартира» Михаила Булгакова. Над рождением нового спектакля работал приглашенный из Москвы режиссер Петр Орлов. Его уже успели полюбить зрители за спектакли «Божьи одуванчики», «Овцы и волки», «Спасибо, Марго!», которые он ставил в нашем городе.
Над созданием нового спектакля «Зойкина квартира» режиссер работал долго и к выбору актеров подходил тщательно. В итоге в спектакле была задействована практически вся труппа. Главные роли достались Алле Смоленковой (Зоя Пельц), Николаю Шишигину (администратор Аметистов) и Алексею Батракову (коммерческий директор Борис ГусьРемонтный).
«Это все, что у меня есть!» – кричит, оправдываясь перед председателем домкома, Зойка и в тот же момент пихает ему взятку. В 6комнатной квартире Зойка планирует открыть свое ателье и на заработанные деньги уехать с любимым мужчиной – бывшим графом Павлом Обольяниновым (Сергей Шарагин) – в Париж. Умная, деятельная и сильная женщина пытается заработать любым, пусть даже не совсем честным способом, чтобы добиться цели. Ателье — лишь искусная ширма. По вечерам квартира Зои превращается в «веселый дом» для состоятельных клиентов, а модели — в «жриц любви». Полураздетые и вульгарные барышни, подпитые мужчины, музыка, танцы, вино, сигары… Во всем этом веселье заигрываются и сами герои. В призрачном, чреватом превращениями пространстве булгаковской «Зойкиной квартиры», так похожем на другую «нехорошую квартиру» №50 из «Мастера и Маргариты», правит далекий от моральных норм и правил приличия администратор Аметистов. – Заработать на шитье для состоятельных барышень невозможно, – твердит он Зое. Другое дело бордель – вот где можно нажиться и реализовать свои планы, которые соединились уже в одну общую цель. Однако мечты всех героев терпят крах. И вместо Парижа Зойку ждут трое бездушных представителей из Наркомпроса… «Прощай, моя квартира», – только и остается сказать потерявшей все в один момент Зойке.
Но порок и разврат, растекающийся по сцене, не оставляет чувства чрезмерности, переизбытка или отвращения. Вызывает трепетное сочувствие лирический образ Аллы Вадимовны (Наталья Грацианова) в интимном разговоре с Зоей, когда она продается ей за долги. Сострадание и жалость рождает растратчик Гусь–Ремонтный (Алексей Батраков), безответно влюбленный в Аллочку, в финале получивший нож в спину… И от кого! От Херувима!
Особое внимание заслуживают декорации к спектаклю, придуманные художником Дмитрием Дробышевым. Таинственный шкаф, который то превращается в дом с множеством дверей, то в спальню, настоящий лифт, на котором ездят герои спектакля, и целая армия китайских статуй.
Пьеса времен НЭПа и сейчас заставляет задуматься, проанализировать поступки главных героев и соотнести их с сегодняшним днем, с сегодняшней Россией и честно ответить на вопрос: «А что поменялось?»
Алена ЯЗЫКОВА
Фото Татьяны Петрушовой