Домой Культура Возрождение усадьбы Наумовых

Возрождение усадьбы Наумовых

0

Реализуют проект новый собственник здания Олег Жаров, вдохнувший вторую жизнь в село Вятское, и реставратор Наталья Гончарова, вернувшая городу железнодорожный вокзал в его историческом виде. Мечта авторов – дать возможность посетителям не просто увидеть предметы старины, но и прожить памятные события в интерьерах старинной усадьбы.

 

Не скоро дело делается

Двухэтажный купеческий особняк на пересечении улиц Крестовой и Пушкина с почти двухвековой историей сохранился до наших дней в хорошем для своего возраста состоянии. До недавнего времени современные горожане знали эту усадьбу как библиотеку имени Энгельса. В марте 2014 года администрация Рыбинска передала исторический комплекс в частные руки. Объект культуры федерального значения взяло в свое управление ярославское научно­производственное объединение «Эколлайн». Руководитель Олег Жаров пообещал отреставрировать строения 1830­­40 годов и создать здесь музейный комплекс. Соглашаясь на участие в этом проекте, предприниматель и его команда считали, что усадьба Наумовых, состоящая из основного дома, флигеля и амбара, может стать интерактивным, живым музеем истории русского предпринимательства. Однако за десять месяцев, прошедших с момента подписания документов, никаких видимых изменений на территории усадьбы не произошло.

– Тем, кто не знаком со спецификой реставрационных работ, может показаться, что работы замерли, – отвечает на наши вопросы руководитель проекта архитектор-­реставратор Наталья Гончарова. – На самом деле сделан большой объем подготовительных работ: мы сделали топо-съемку участка, заложили огромное количество шурфов по всем объектам, исследовали фундаменты с целью выявления причин возможных деформаций, определения их материала, несущей способности, а также произвели исследования и анализ грунтов. Помимо этого, производятся научно-­исследовательские работы как в историко-­архитектурном, так и в инженерном направлениях. Они включают в себя не только обмерные работы с подробной фиксацией деформаций, перестроек и всех элементов декора, но и анализ исторических и стилистических особенностей объектов. Если первоначально все эти работы проводились только на одной части усадебного комплекса, то сейчас ведутся работы по усадьбе в целом.

Одна из главных проблем, с которой столкнулись новые хозяева, – техническая: под зданием флигеля проходит теплотрасса. Если современные строительные нормы не разрешают прокладывать трубы ближе двух метров от здания, то раньше «прокол» фундамента исторического здания теплотрассой хозяйственников не смущал. Деформированный фундамент флигеля и сгнившие полы стали следствием перепада температур. Результаты реставрации бывшего каретного сарая (амбара), которая проводилась в усадьбе в 1990­­х, сегодня на отдельных участках сведены к нулю. Очевидное, казалось бы, решение – вынести трубы из-­­под здания – большая проблема и в техническом, и в финансовом отношении: любой шаг в том или ином направлении влечет за собой необходимость решения массы других задач, часть из которых вообще не связана с усадьбой. Добавляют сложности и вновь вступающие в силу нормативные документы: все строительные работы, кроме историко-­культурной экспертизы, должны иметь одобрение государственных экспертов­-строителей, что увеличивает сроки согласования проектов, исключает поэтапный способ строительства, который намечался изначально.

 

С любовью к задаче

Историки и реставраторы видят в стертых ступенях лестницы, побуревшей от близкого огня плитке, обломанных металлических заклепках оконных переплетов признаки жизненного уклада прежних хозяев усадьбы, по сохранившимся в убранстве интерьера предметам могут судить о характерах, привычках и достатке бывших обитателей.

– Мы отреставрируем в главном доме все декоративные элементы и живопись по потолкам, восстановим паркетные полы. Здесь сохранилось довольно много интересного – на некоторых оконных переплетах остались ручки, крюки для зимних рам, кое­-где есть засовы, – рассказывает Наталья Гончарова о внутреннем наполнении главного дома усадьбы Наумовых. – На втором этаже подлинные двери, такой росписи и лепнины на потолках больше нет нигде в Рыбинске. Главный дом будет отреставрирован по полной программе. Сегодня моя задача в усадьбе Наумовых – восстановить ее облик в соответствии с теми образцами, которые мы имеем.

В скором времени инвесторы выберут, кому поручить ответственную и интересную работу по восстановлению росписи потолков. Не менее кропотливая и увлекательная работа предстоит по очистке, укреплению и восстановлению лепнины, реставрации искусственного мрамора и столярных изделий. Сложные условия работы, такие как отсутствие тепла или света, не могут служить поводом к снижению требований к точности измерений, качеству и соблюдению технологий реставрационных работ. Замедляет реставрацию и отсутствие необходимых материалов, технологий и специалистов, способных воспроизвести стиль и почерк ремесленников-­мастеровых, живших сто и более лет назад. Но и архитектору­-реставратору Гончаровой, и инвестору Олегу Жарову не в первый раз приходится справляться с подобными задачами. Когда в команде есть необходимый опыт и знания, общее видение и понимание задач, то и дело двигается. По договору финал строительных работ намечен на 2019 год, задачи ближайшего времени – завершение проектных работ и получение необходимых согласований.

 

Надежда Лазарева

Предыдущая статьяВременный приют
Следующая статьяСвязали скотчем и пытались ограбить

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.