Например, в одной из больниц действовали хоровой, танцевальный и литературный кружки, а ее постоянными гостями были театры и коллективы творческой самодеятельности.
Эвакогоспиталь 1992
Осенью 1941-го к рампе эвакопункта прибыл очередной санитарный поезд. По приказу ФЭП75 Северо-западного фронта необходимо было развернуть госпиталь в 24 часа. Сейчас же начали разгрузку имущества, в которой принимал участие весь медперсонал от санитаров до врачей. Госпиталь определили в здание первой школы, что находилась на проспекте Ленина. Дом, построенный в 1875 году, был хорошим, каменным.
Младшего медицинского персонала приехало немного, и набирался он не сразу. А требовалось убрать и вымыть помещения, расставить койки, подготовить операционные, перевязочные и санпропускник. За работу принялись все медсестры и врачи, и к утру 29 октября госпиталь был подготовлен. В тот же день приняли первую партию больных, а к вечеру прибыло еще 170 человек. Работа началась.
Госпиталь под номером 1992 располагал тремя отделениями. В первом лежали тяжелораненые в нижние конечности, а его начальником был Анатолий Гинч-Петров, ординатором – Шмелев. Вторым заведовал Петр Кононов с ординатором Федором Кучурой. Третье было поделено на семь палат, которые находились в ведении Владимира Соловьева, с ним работали ординаторы Долгова и Проскурякова. В январе 1942 года часть второго этажа была отдана под отделение выздоравливающих. Основной груз ответственности за организацию медицинской помощи раненым лежал на плечах старших медицинских сестер Ратниковой, Кручининой, Петровой. В операционной площадью 40 квадратных метров руководила старшая медсестра Хорева, в перевязочных работали Фролова, Зверева и Кудряшова.
Большие палаты, в которых одновременно могло находиться до 30 человек, отличались неудобством. Хотя госпиталь был вполне обеспечен мебелью, оборудованием, лекарствами и перевязочным материалом, но расходовались они крайне бережливо. Под аптеку приспособили одну из комнат на первом этаже. В лаборатории, которая занимала маленькую комнату, имелись термостат, микроскоп, меланжеры, гемогобинометры, счетные камеры и прочее. Начальником был врач-лаборант с большим стажем работы в Боткинской больнице города Москвы Айзикс, его помощницей – Калашникова.
Творчество как способ терапии
Госпитально-врачебная комиссия назначала раненым вид труда, его дозировку и лечение. Жизнь показала, что без помощи выздоравливающих существование госпиталя было бы невозможно. Трудотерапия включала в себя охрану госпиталя, содержание в чистоте двора, пилку и колку дров, переноску продуктов, работу в подсобном хозяйстве, слесарные, плотницкие работы и прочее, в зависимости от вида и локализации ранения или заболевания. Наравне с традиционными использовались и такие виды лечения, как диетотерапия, физиотерапия, лечебная и гигиеническая гимнастика, грязелечение. Но немаловажное значение имело участие выздоравливающих больных в культурной жизни госпиталя.
Клубная работа в госпитале 1992 проходила по плану, который разрабатывался клубным активом и утверждался замполитом. Клуб находился внутри главного здания и был рассчитан на 400 человек. Его стены украшали портреты членов политбюро и красочные лозунги.
В госпитале работало несколько кружков, а занятия проводились два раза в неделю в специально установленные дни. Хоровой, например, имел два состава – постоянный из сотрудников и переменный из больных, а руководили им Рождественский, Иванов и Кузнецов. Танцевальный кружок, в состав которого входили восемь работников госпиталя, работал под руководством медсестры Ивановой. Их выступления всегда были яркими, больные оставались довольны, а в палатах проходили оживленные обсуждения увиденного.
Литературный кружок работал эпизодически. Наибольшей активности он достиг в 1943-1944 годах под руководством Матюшина и Котова. Они сами писали стихи, помещали их в стенгазетах госпиталя и даже публиковали в газете «Рыбинская правда».
Больница имела собственную узкопленочную киноаппаратуру, а в последние два года своего существования брала широкопленочную аппаратуру Пушкинского танкового училища, что давало возможность показывать все выпускаемые на экран Советского Союза новые кинофильмы. За время работы эвакогоспиталя №1992 было показано 1629 кинокартин в клубе и 525 – в палатах.
Время от времени проходили концерты областных и московских театров. В 1943-м под руководством артистки Московского Малого театра Дымовой дано два концерта. Спустя год в госпитале выступала знаменитая артистка Тамара Церетели. Артисты оперного театра КарелоФинской республики показывали отдельные акты из оперетт «Сильва», «Свадьба в Малиновке», «Коломбино». В начале 1945 года два концерта дал Московский цыганский ансамбль. Два концерта в месяц давал Рыбинский гордрамтеатр.
Нередкими гостями в госпитале были художественные коллективы клуба имени Кустова, Дома пионеров, кукольного театра. Всего за четыре года работы госпиталя дано 177 концертов, которые посмотрели более 20 тысяч больных и раненых.
Но самый большой интерес вызывали выступления коллективов самодеятельности. Наряду с военными песнями, которые были известны практически каждому бойцу, очень часто исполнялась песня, написанная на стихи нашего земляка поэта Алексея Суркова, «В землянке». С ней можно было погрустить, вспомнить о доме и, конечно, мечтать о скорой встрече с любимыми, а значит, о победе.