Домой История В госпитале с песней

В госпитале с песней

0

Например, в одной из больниц действовали хоровой, танцевальный и литературный кружки, а ее постоянными гостями были театры и коллективы творческой самодеятельности.


Эвакогоспиталь 1992

Осенью 1941-­го к рампе эвакопункта прибыл очередной санитарный поезд. По приказу ФЭП­75 Северо-­западного фронта необходимо было развернуть госпиталь в 24 часа. Сейчас же начали разгрузку имущества, в которой принимал участие весь медперсонал от санитаров до врачей. Госпиталь определили в здание первой школы, что находилась на проспекте Ленина. Дом, построенный в 1875 году, был хорошим, каменным.

Младшего медицинского персонала приехало немного, и набирался он не сразу. А требовалось убрать и вымыть помещения, расставить койки, подготовить операционные, перевязочные и санпропускник. За работу принялись все медсестры и врачи, и к утру 29 октября госпиталь был подготовлен. В тот же день приняли первую партию больных, а к вечеру прибыло еще 170 человек. Работа началась.
Госпиталь под номером 1992 располагал тремя отделениями. В первом лежали тяжелораненые в нижние конечности, а его начальником был Анатолий Гинч­-Петров, ординатором – Шмелев. Вторым заведовал Петр Кононов с ординатором Федором Кучурой. Третье было поделено на семь палат, которые находились в ведении Владимира Соловьева, с ним работали ординаторы Долгова и Проскурякова. В январе 1942 года часть второго этажа была отдана под отделение выздоравливающих. Основной груз ответственности за организацию медицинской помощи раненым лежал на плечах старших медицинских сестер Ратниковой, Кручининой, Петровой. В операционной площадью 40 квадратных метров руководила старшая медсестра Хорева, в перевязочных работали Фролова, Зверева и Кудряшова.

Большие палаты, в которых одновременно могло находиться до 30 человек, отличались неудобством. Хотя госпиталь был вполне обеспечен мебелью, оборудованием, лекарствами и перевязочным материалом, но расходовались они крайне бережливо. Под аптеку приспособили одну из комнат на первом этаже. В лаборатории, которая занимала маленькую комнату, имелись термостат, микроскоп, меланжеры, гемогобинометры, счетные камеры и прочее. Начальником был врач­-лаборант с большим стажем работы в Боткинской больнице города Москвы Айзикс, его помощницей – Калашникова.

Творчество как способ терапии

Госпитально-­врачебная комиссия назначала раненым вид труда, его дозировку и лечение. Жизнь показала, что без помощи выздоравливающих существование госпиталя было бы невозможно. Трудотерапия включала в себя охрану госпиталя, содержание в чистоте двора, пилку и колку дров, переноску продуктов, работу в подсобном хозяйстве, слесарные, плотницкие работы и прочее, в зависимости от вида и локализации ранения или заболевания. Наравне с традиционными использовались и такие виды лечения, как диетотерапия, физиотерапия, лечебная и гигиеническая гимнастика, грязелечение. Но немаловажное значение имело участие выздоравливающих больных в культурной жизни госпиталя.
Клубная работа в госпитале 1992 проходила по плану, который разрабатывался клубным активом и утверждался замполитом. Клуб находился внутри главного здания и был рассчитан на 400 человек. Его стены украшали портреты членов политбюро и красочные лозунги.

В госпитале работало несколько кружков, а занятия проводились два раза в неделю в специально установленные дни. Хоровой, например, имел два состава – постоянный из сотрудников и переменный из больных, а руководили им Рождественский, Иванов и Кузнецов. Танцевальный кружок, в состав которого входили восемь работников госпиталя, работал под руководством медсестры Ивановой. Их выступления всегда были яркими, больные оставались довольны, а в палатах проходили оживленные обсуждения увиденного.

Литературный кружок работал эпизодически. Наибольшей активности он достиг в 1943-­1944 годах под руководством Матюшина и Котова. Они сами писали стихи, помещали их в стенгазетах госпиталя и даже публиковали в газете «Рыбинская правда».
Больница имела собственную узкопленочную киноаппаратуру, а в последние два года своего существования брала широкопленочную аппаратуру Пушкинского танкового училища, что давало возможность показывать все выпускаемые на экран Советского Союза новые кинофильмы. За время работы эвакогоспиталя №1992 было показано 1629 кинокартин в клубе и 525 – в палатах.

Время от времени проходили концерты областных и московских театров. В 1943-­м под руководством артистки Московского Малого театра Дымовой дано два концерта. Спустя год в госпитале выступала знаменитая артистка Тамара Церетели. Артисты оперного театра Карело­Финской республики показывали отдельные акты из оперетт «Сильва», «Свадьба в Малиновке», «Коломбино». В начале 1945 года два концерта дал Московский цыганский ансамбль. Два концерта в месяц давал Рыбинский гордрамтеатр.

Нередкими гостями в госпитале были художественные коллективы клуба имени Кустова, Дома пионеров, кукольного театра. Всего за четыре года работы госпиталя дано 177 концертов, которые посмотрели более 20 тысяч больных и раненых.
Но самый большой интерес вызывали выступления коллективов самодеятельности. Наряду с военными песнями, которые были известны практически каждому бойцу, очень часто исполнялась песня, написанная на стихи нашего земляка поэта Алексея Суркова, «В землянке». С ней можно было погрустить, вспомнить о доме и, конечно, мечтать о скорой встрече с любимыми, а значит, о победе.

Предыдущая статьяУскользающее будущее
Следующая статьяВ Рыбинске совершены нападения на магазины

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.