– Юрий Николаевич, ваша «Русская тройка» – явление исключительное, расскажите подробнее о своем ансамбле.
– Этот коллектив был создан давно на базе оркестра народных инструментов имени Павлова. Была запланирована поездка, кажется, во Францию, но отправлять большой коллектив было очень затратно, поэтому из музыкантов оркестра собрали группу под названием «Русская тройка». Но это была разовая акция, затем коллектив растворился в оркестре и прекратил свое существование. А в 2004 году я отметил свой 50-летний юбилей, и возникла мысль возглавить коллектив. Я более 20 лет вел программы замечательного эстрадного оркестра «Радуга». Но не пел, поскольку был не в формате, там эстрадно-джазовое направление было, а я любил романсы, русскую народную песню. А тут появилось поле деятельности, и я предложил главе Рыбинского муниципального района Александру Китаеву создать коллектив. Таким образом он получил второе рождение.
– Как получилось, что в вашем ансамбле тесно переплелись русская и цыганская культуры?
– Я встретил 25-летнего цыгана, уроженца города Пошехонье-Володарска. Во всех программах я объявляю, что это настоящий единственный поющий в Ярославской области цыган. Мы работаем с ним в одном коллективе больше 20 лет, и то, что мы делаем, очень органично. Все программы «Русской тройки» по существу представляют одно и то же – русскую национальную культуру. На Руси всегда было принято в дни больших праздников приглашать в гости цыган. Это нам известно и из художественной литературы, и из кинофильмов. Да и те песни, что мы поем, по существу являются очень известной классикой.
– Каким образом вы формируете репертуар? Цыганские песни – это творчество из прошлого века или они постоянно пополняются?
– Безусловно, стараемся брать цыганскую классику – это один из элементов сохранения цыганской культуры. Это же небольшой народ, не имеющий своей письменности. Культуры русских и цыган действительно неразрывно связаны и очень гармонично смотрятся в концертных программах.
– Сложно русскому петь цыганскую песню?
– Сложно, практически невозможно. Интонационно можно изобразить что-то подобное, но передать характер, душу и само восприятие жизни очень тяжело. Цыгане ведь тоже разные – есть венгерские, румынские, русские. Они распространялись территориально и наследовали культуру тех народов, где жили. Характер и темперамент, наверно, определялся кочевой жизнью и самим бытом. Поэтому цыгане более тонко и остро чувствуют, чем мы.
– Юрий Николаевич, «Русская тройка» – коллектив Рыбинского муниципального района. На какой концертной площадке вы чаще всего выступаете?
– В основном мы работаем в районе, где находится 17 учреждений культуры, то есть мы обслуживаем районные мероприятия. Но также работаем и в городе, и принимаем участие в различных конкурсах, а наши исполнители являются лауреатами международного конкурса. Традиционно мы проводим совместно с епархией большие концерты в ОКЦ, недавно в КДК «Переборы» отработали концертную программу, посвященную 8 Марта. Сейчас готовим программу к 70-летию Победы русского народа в Великой Отечественной войне. В этом году мы стали тесно работать со Школой современного искусства КДК «Переборы», которой руководит Валерия Пушкарева. Она занимается с детьми, а мы включаем в программу детские номера – это очень красиво смотрится.
– Многие музыкальные коллективы, особенно вашей направленности, сейчас испытывают трудности, потому что нет вливания молодых сил. У вас такая проблема стоит?
– Конечно. Сегодня так сложилось, что мы отходим от истинной культуры и переходим на всякие технические средства. Надо сказать, что «Русская тройка» принципиально не использует в программах никаких фонограмм, только живую музыку. Проблема существует в том, что сейчас музыкальные школы не готовят смену музыкантов на русские народные инструменты. Дети выбирают фортепьяно, в крайнем случае, гитару. Даже баян уходит в никуда.
– А чем это объясняется?
– Почему-то считается, во-первых, что непрестижно, во-вторых, что возможности у щипковых инструментов ограничены. Хотя на самом деле те, кто ходит на наши концерты, видят, что на этих незамысловатых народных инструментах, если музыкант обладает хорошей техникой и умением, очень здорово звучат и классические произведения. Иногда люди, особенно молодежь, просто этого не знают, они сориентированы на другой материал. Но когда слышат красивое исполнение произведений на народных инструментах, их сознание немножко меняется.
– Юрий Николаевич, как некоторые члены вашего коллектива стали лауреатами международных конкурсов?
– В Рыбинске есть такой деятельный человек – директор КДК «Переборы» Евгений Ушаков. Он все время пытается вывести на определенный качественный уровень культуру нашего города. На базу своего КДК он привез международный конкурс. Для меня было принципиально важно использовать эту возможность – поучаствовать в конкурсе такого уровня, никуда не выезжая. На этом конкурсе стали лауреатами Надежда Шашкова, Александра Долгова и Екатерина Суслова. В общем, коллектив живет своей наполненной жизнью. Некоторых можно считать уже выпускниками нашего коллектива, они принимают участие в программах в качестве гостей. Недавно мы проводили в ряды российской армии Александра Мозгунова, он был зачислен в штат Ансамбля песни и пляски имени Александрова.
– Как часто у вас происходят спевки, репетиции?
– Мы работаем на полупрофессиональной основе, у нас идет плановая и кропотливая ежедневная работа. Три раза в неделю мы собираемся на сводную репетицию, а остальные дни используем на индивидуальные занятия, люди берут домой инструмент и репетируют свои партии.
– Участники вашего ансамбля обращают на себя внимание еще и очень красивыми костюмами. Как вам удается их шить, наверно, дорогое удовольствие?
– Район помогает, конечно, его возможности тоже ограничены, но совместными усилиями района и фонда мы содержим коллектив, например, имеем неплохой комплект озвучивающей аппаратуры. А что касается костюмов, мы сшили несколько комплектов в Ярославле, и это было немножко дороговато. Сейчас в нашем городе появился человек, мы зовем ее наша София, которая помогает нам шить наряды. Мы сами разрабатываем эскизы, и она воплощает их в жизнь. Поэтому действительно есть целая серия очень красивых костюмов.
– Вы сказали, что готовите программу к 70-летию Победы, расскажите о ней.
– Я так скажу: все новое – это хорошо забытое старое, и это истина. Поэтому лучше тех фронтовых песен, которые были написаны ранее авторами и композиторами, не понаслышке знавшими о войне, и быть не может. А хороших песен достаточно много. И мы используем их, начиная от «Катюши», «Ехал я из Берлина», «Казаков» и прочих – они очень хорошо звучат сегодня и действительно подчеркивают и силу, и характер русского человека. И сегодня что бы ни происходило и что бы ни говорили, русский народ непобедим.
Беседовала Ольга КУДИНОВА
Мне кажется, что Юрий Николаевич не совсем знаком с историей ансамбля из «Авиатора». Ансамбль и оркестр — это два разных коллектива, по- началу как-то уживавшихся под одной крышей и играющих разную музыку на одних же инструментах. И создавалась «Русская тройка» по стремленью музыкантов, а не решением начальства и задолго до поездки во Францию. Это был отдельный творческий проект со своими аранжировками, целями и временными рамками. Кстати, именно для французской гастроли была сделана большая программа совместно с шикарной танцевальной группой «Субботея» из того же «Авиатора». Впрочем, оркестр- то действительно никуда отправлять не хотели. А Саша Мозгунов — он же выпускник «Соколят» Сергея Алексеевича Шестерикова.