Развитие разбирательства дела о «водокачке», в целом, устраивает защиту Юрия Ласточкина. По мнению адвокатов, аудиторы голословны, прочие свидетели обвинения единодушны в мнении, что сделка по продаже цеха № 18 – так заводские документы называют водоочистные сооружения на проспекте Ленина, — экономически оправдана и для НПО «Сатурн» явилась благом.
Жизнь заставила
Конец прошлого десятилетия, а речь в суде идет о событиях шестилетней давности, запомнился глубоким экономическим кризисом, особенно резким на фоне экономического благополучия предшествующих лет. Приоритетные производственные программы, направленные на выпуск военной и гражданской продукции, требовали все новых средств. Банковские кредиты стали дороги и недоступны. Дополнительные финансовые средства привлекали отовсюду, 2009 год стал для крупнейшего рыбинского предприятия временем избавления от непрофильных активов. Распродавали все: колхозы, магазины, аптеки – то есть объекты, не имеющее прямого отношения к производственному циклу. Именно таким активом, по словам свидетелей из руководства предприятия, стали водоочистные сооружения. Система водоснабжения предприятия к тому времени уже работала по замкнутому циклу, для нужд производства использовали воду питьевого качества, а охлаждение станков производили специальными жидкостями. К тому же нормальное функционирование водоочистных требовало модернизации и значительных финансовых затрат. Техническое состояние зданий постройки первой половины прошлого века также подразумевало значительные вложения. Сделка по продаже водоочистных сооружений, по словам директора по капитальному строительству Анатолия Вишнякова и Олега Зайнуллина, занимавшего тогда пост заместителя генерального директора по корпоративному управлению, стала для НПО «Сатурн» частью стратегии оптимизации производства, избавила от многих хозяйственных и финансовых проблем.
Купить или не купить?
Для чего эту недвижимость купило акционерное общество «Стройинжиниринг»? Кто входил в совет директоров предприятия, а кто являлся владельцем акций? Кто принимал решения о продаже и покупке? Каким образом строились отношения с компаниями «Сегмент» и «Финансовая группа «Радуга», и какое отношение к перечисленным предприятиям имели Вишняков, Зайнуллин и Ласточкин – в подробностях выясняет сторона обвинения. Прокуроров интересует, почему водоочистные сооружения, от которых моторостроители избавились за неполные пять миллионов рублей, МУП «Водоканал» позднее приобрел за 120 миллионов. Пояснения по этому вопросу дал Юрий Ласточкин и через защитников выступил с ходатайством о выяснении обстоятельств второй очереди продажи-покупки водоочистных сооружений, которая состоялась, когда пост генерального директора НПО «Сатурн» занимал уже Илья Федоров. Приобретение водозабора – важного инженерного узла, сделало водоочистные сооружения полноценным хозяйственным комплексом и значительно увеличило их стоимость.
МУП «Водоканал» приобрел водоочистные сооружения в 2011 году. Цену комплекса зданий определял независимый оценщик, документы по сделке готовились с соблюдением стандартной процедуры. По словам генерального директора МУП «Водоканал» Алексея Захарова, муниципальное предприятие от приобретения водоочистительного комплекса за 120 миллионов рублей только выиграло. Экономическая эффективность этой сделки превысила стоимость покупки более чем на 100 миллионов рублей.
— Покупка водоочистительного комплекса служила реализации плана развития системы водоснабжения, позволила говорить о развитии мощностей «Водоканала» на всей территории города, — подтвердил целесообразность покупки Леонид Можейко, в 2011 году занимавший должность первого заместителя главы администрации.
И косвенно не причастны
Кроме свидетелей, имеющих к планированию деятельности завода и города непосредственное отношение, суд привлекает и рядовых работников водоочистного комплекса. Они рассказывают о том, как крыли крыши на цехах, меняли запчасти в насосах, даже участвовали в составлении предварительных смет на ремонт «водокачки». Так, пенсионера Анатолия Зверева, который перед выходом на пенсию полтора года исполнял обязанности руководителя водоочистных, к следователю вызывали дважды.
— Моя обязанность – беспрерывная подача воды. О подробностях сделок по купле-продаже я ничего пояснить не могу, эти вопросы решал учредитель. С Ласточкиным лично я не знаком, о какой-либо его причастности судить не могу, — показания свидетеля ничего не прояснили по делу о растрате на НПО «Сатурн».
Адвокат Юрия Ласточкина Георгий Юдин прокомментировал происходящее.
— Свидетели опровергают голословные обвинения московских аудиторов, которые выражали свое мнение бездоказательно. А работники водоочистных, хорошо знающие свою деятельность, но с Ласточкиным даже не знакомые – какие они свидетели обвинения? – недоумевает юрист.
Допросы свидетелей обвинения в суде продолжатся до 21 мая, за оставшиеся дни в слушаниях примут участие экс-мэры Рыбинска Евгений Сдвижков и Владимир Хмелев.
Надежда Лазарева
Закрадывается надежда на то, что Ласточкина всё же могут оправдать…или как минимум по полной не закроют