— Уважаемый Владимир Владимирович! Просим Вас вмешаться в ситуацию и помочь нам спасти наше предприятие. Объединение автотранспортных предприятий в единую структуру приведет к убыточности всей деятельности, к снижению и задержкам заработной платы, разрушит традиции, планы развития, коллектив, который складывался годами, — разуверившиеся в том, что их голоса будут услышаны во властных структурах Ярославской области, работники Рыбинского ПАТП-3 обратились к президенту Российской Федерации Владимиру Путину.
Прибыли без труда не бывает
В бизнесе, как в естественной среде, побеждает сильнейший. Ну как сильнейший? Не тот, у кого с самого начала много разнообразных рычагов, есть связи или выгодные контракты. И даже не тот, у кого суммы на расчетных счетах круглее. Вперед выходит тот, кто лучше умеет приспосабливаться. Не в смысле «приспособленчества» — паразитарного существования с вытягиванием соков из более сильного. Речь сейчас идет о том бизнесе, который умеет эффективно адаптироваться к внешним условиям: оптимизировать техпроцессы, разумно и с пользой расходовать средства, подбирать грамотных и заинтересованных специалистов, развивать дополнительные услуги, нравиться клиентам.
Хотя предприятия, имеющие государственную или муниципальную собственность «бизнесом» называть не принято, пример Рыбинского ПАТП — 3 доказывает, что коммерческий успех возможен и при бюджетной форме собственности — подчинение региональному агентству транспорта и областному департаменту недвижимости до сих пор ничуть не мешало финансовой стабильности автоперевозчика. Скорее, наоборот, — периодически они слышали в свой адрес упреки от муниципальных транспортников за то, что близость к области дает им фору при участии в конкурсах на перевозки. По мнению же коллектива, успех всего предприятия складывается из других составляющих – грамотного руководства, желания обеспечивать достойный уровень зарплат, заинтересованности водителей и персонала, делового азарта, желания быть лучшими и досконального владения спецификой отрасли.
— За свое существование предприятие переживало разное – и просрочки зарплаты при ее маленьком размере по три месяца были, и кадров квалифицированных не было, и подвижной состав был изношен на 90 %. Предприятие практически не работало, вставал вопрос о присоединении нас к ПАТП-1. Ситуация стала меняться после 2008 года, когда на предприятие пришел новый директор, — вспоминают в коллективе.
Уже через два года, в 2010 году, начались структурные изменения: были пересмотрены принципы организации перевозок, стали развиваться дополнительные услуги, предприятие ожило. Сейчас Рыбинское ПАТП – 3 – лучшее по экономическим показателям во всей области. Казалось бы, работай и радуйся.
Уравниловка возвращается?
О решении создать на базе Ярославского автотранспортного предприятия областную структуру, объединяющую под общим началом всех перевозчиков, находящихся в областном подчинении, в марте текущего года объявил председатель правительства Ярославской области Александр Князьков. По его словам, реорганизация автотранспортных предприятий будет проведена по аналогии с объединением дорожных, перевозчики из муниципальных районов войдут в «Яроблтранском» на правах филиалов. Это позволит более эффективно использовать подвижной состав, оптимизировать маршрутную схему и избежать ненужных финансовых затрат. Однако специалистам отрасли понятно, что за обтекаемыми формулировками стоит вполне конкретная идея – сосредоточить на одном расчетном счете финансовые поступления успешных предприятий, а потом, следуя принципу «от каждого по способностям, каждому по потребностям», перераспределить средства между всеми нуждающимися. И за счет этого «вытащить» отстающих. А они в отрасли есть. Так, Переславское АТП прочно закрепилось на позиции финансового аутсайдера и от фактического банкротства его спасает только социальная значимость перевозок для населения.
Кроме полного финансового подчинения филиалов подразумевается и хозяйственное – без собственного расчетного счета ни запчасти, ни канцелярию быстро не купишь, об оперативности только воспоминания останутся. Это значит, что под угрозу попадает надежность перевозок – машин, чтобы заменять сломавшиеся, на предприятии нет. Говоря об экономической целесообразности мероприятий, реорганизаторы рассчитывают сократить затраты на управленческий персонал, но не принимают в расчет, что лишенные самостоятельности начальники филиалов вряд ли станут с прежним рвением развивать дополнительные услуги, приносящие прибыль. Кто захочет своей прибылью покрывать чужие убытки?
Ожидайте ответа
Очередное заседание, на котором будут представлены экономические расчеты консалтингового агентства, обосновывающие верность принятого председателем областного правительства решения, состоится в Ярославле 15 июня. В чью пользу будут эти расчеты, транспортники почти уверены – ведь окончательная дата объединения – ноябрь месяц, — была объявлена уже в марте. Вопрос рыбинцев «почему за прошлые просчеты и ошибки чиновников должны пострадать обычные люди, честно работающие на своих предприятиях» повис в воздухе – без ответа обращение коллектива к Александру Князькову остается более двух месяцев.
— Нам есть что терять, — объясняют свою готовность к борьбе за лучшие условия работы люди и надеются, что чиновники к ним прислушаются. Многие из них отработали за баранкой не один десяток лет и достойны того, чтобы с ними разговаривали и считались.
Надежда Лазарева
у нас теперь чуть что, сразу к Путину… только вряд ли он будет заниматься подобными делами