О программе «Доступная среда» в Рыбинске впервые заговорили в 2011 году. А через год в некоторых учреждениях города начались работы по установке пандусов и специальных приспособлений для людей с ограниченными возможностями здоровья. Деньги, выделенные на благое дело, немаленькие. К примеру, в рамках программы «Доступная среда» в 2014 году из бюджетов трех уровней было потрачено 12,5 миллиона рублей. Но действительно ли город стал доступнее?
От порога дома
Девятиэтажный дом по адресу: Гражданская, 49. Препятствия для человека в инвалидной коляске начинаются прямо с порога. Из лифта выезжают мои сегодняшние герои — Татьяна Храпова, которая оказалась в инвалидной коляске после страшного ДТП и ее помощница-мама – 66-летняя Любовь Львовна. Я иду впереди, открывая двери, чтобы хоть как-то облегчить их путь.
— Вот так бы всегда выходить, — говорит, улыбаясь, Любовь Львовна. — Чтобы двери кто-нибудь держал.
Но, увы, двери держать здесь некому, поэтому пенсионерке приходится справляться самостоятельно. По выходу из дверей женщину ждет следующее препятствие в виде шести ступенек. Около 100 килограмм, именно столько весит коляска вместе с Татьяной, необходимо спустить вниз. И не по пандусу, на который даже взглянуть страшно, а по ступеням. Пандус появился здесь примерно четыре года назад, спустя полтора года после приезда Татьяны в этот дом.
— Мы обратились в управляющую компанию с просьбой установить пандус. Они прислали инженера, который сделал замеры. Был создан специальный проект, но по каким-то причинам его воплощать в жизнь не стали. Вместо этого сделали вот этот нелепый пандус. Пришли работники. Они вывезли меня на улицу, чтобы я его опробовала, и сделали вывод, что самой мне здесь будет не справиться, — рассказывает Татьяна.
На этом установщики ушли с чувством выполненного долга. На последующие обращения семье Храповых посоветовали обратиться за помощью к жильцам дома.
— Нам дали список и сказали, что мы должны обойти все квартиры в доме, а это три подъезда, с просьбой подписать свое согласие на установку пандусов за счет капитального ремонта дома, — рассказывает Татьяна.
Фонд социального страхования
Первым делом мы отправляемся в Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования. Оформить путевку, получить инвалидную коляску или другие средства реабилитации: подушки на коляску, памперсы и пеленки, противопролежневые матрасы – сюда женщина вынуждена ходить каждый месяц.
При входе в здание нас встречает непреодолимое препятствие в виде лестницы. Пандусов нет. Для пожилой женщины это настоящее испытание.
— Болят руки, спина, и постоянное ощущение страха, что я могу уронить дочь и сама упасть следом, — делится переживаниями Любовь Львовна.
Женщины заверили, что входить внутрь здания не стоит, обстановка там ничем не лучше, поэтому мы продолжили свой маршрут в сторону «Радуги».
БИЦ «Радуга»
Обновленный БИЦ «Радуга» открылся в прошлом году и сразу заявил о безбарьерной среде: уличный спецлифт для инвалидов-¬колясочников, внутренние лифты, широкие лестничные марши и дверные проемы без порогов. Мы просто не могли не посетить это учреждение, чтобы опробовать, так сказать, все прелести на себе. На улице в глаза бросается автоматический подъемник. Идем в здание, чтобы позвать специалиста. Признаюсь, на мое удивление инженер сразу нашелся, он помог попасть внутрь, предварительно поинтересовавшись, по какому поводу мы пришли. Как оказалось потом, его опасения были не напрасны. С легкостью воспользовавшись подъемником, мы были вынуждены остаться на первом этаже, потому что лифты в этот день просто не работали.
— Прошли дожди, и образовалась протечка, лифтеры отключили, — прокомментировал инженер Анатолий Киселев.
Семашко. Без комментариев
К приветственным словам «а зачем вы сюда пришли» мы уже стали привыкать. Поэтому к визиту в поликлинику Семашко были готовы. Входные двери в учреждение. Можно выдохнуть — нет ступенек. Заходим, и тут перед нами, как в русской народной сказке, дороги на выбор. Правда, попасть вниз или вверх по лестницам не представляется возможным. Проходящие мимо женщины в белых халатах поддержали нас только взглядами. Как свет в оконце, видим кнопку вызова помощника. Но расположена она таким образом, что человеку, прикованному к коляске, до нее не достать. Не без участия мамы, Любови Львовны, нам все-таки удается подать знак о помощи.
Долго ждать не пришлось, навстречу вышла приятная женщина, которая сообщила, что сейчас нам непременно помогут. Помощники появились минут через десять со странными приспособлениями в руках. Как потом удалось выяснить, это оказались переносные пандусы. В течение следующих десяти минут мы наблюдали, как сотрудники поликлиники проявляли чудеса инженерной мысли, то перекладывая их с места на место, то складывая вместе. Удивленные взгляды посетителей показали, что такая процедура здесь большая редкость. Поняв, что переносных пандусов просто не хватает по длине лестницы, сотрудники решили позвать заведующую поликлиникой. Через некоторое время вокруг нас уже собрался целый врачебный консилиум. Решить проблему нам предложили другим способом — провести осмотр прямо на месте, в вестибюле.
— Доступная среда для инвалидов — вопрос, конечно, сложный. Дело в том, что наше здание построено до революции, поэтому реконструкции не подлежит. То, что нам рекомендовали сделать – мы сделали, — прокомментировала заместитель главного врача по ЭВН Надежда Соколова.
Но на предложение провести коляску по такому пандусу все в один голос заявили, что рисковать все-таки не стоит. Ну а мы решили прислушаться и отправились обсудить проблему в администрацию города.
Администрация города
В городской администрации нас точно не ждали, но все-таки приняли, правда, на улице. Благо, погода в тот день не подвела, и наш разговор состоялся под пригревающими лучами солнца. Попасть внутрь нам не удалось. Оценив уже профессиональным взглядом здание администрации, Татьяна вынесла свой приговор: «Сюда я точно не попаду». Впереди ступеньки без пандуса, хотя здесь, казалось бы, он как раз и нужен. Привычным методом «раз, два, взяли…» поднялись к входной двери. Пробовать втиснуться в нее не стали, оставшись ждать на улице. Сотрудники администрации вышли к нам достаточно быстро и поинтересовались, по какому вопросу мы пожаловали. После того, как мы объяснили сложившуюся ситуацию с пандусами в доме на Гражданской, Татьяну записали на прием к главе города.
— Мы пригласим своих работников, и они смогут поднять вас по лестницам. Если не получится с лифтом, так как у нас узкие проемы, то мы организуем прием внизу. Проблем нет, — заверили нас сотрудники администрации.
А нам остается только надеяться, что обещания будут выполнены и хотя бы из собственного подъезда женщина сможет выезжать самостоятельно.
Алена ЯЗЫКОВА