В прошлом номере «Рыбинской недели» мы писали о намерении регионального правительства объединить все пассажирские транспортные предприятия, находящиеся в областном подчинении, в одно крупное. В статье «Неестественный отбор» шла речь о том, как принял такую реорганизацию коллектив Рыбинского ПАТП-3: работники разных категорий выступили против идеи объединения, они единодушны во мнении, хотя и приводят различные аргументы своей правоты. Механики не понимают, как при отсутствии оперативной самостоятельности поддерживать автобусы в исправном состоянии, водители опасаются ухудшения условий своего труда и снижения уровня зарплат, бухгалтерия и руководство успешно работающего предприятия считают, что в новых условиях пострадает вся хозяйственно-финансовая деятельность предприятия. Отсутствие конкретной информации и диалога с учредителями – областными агентством транспорта и департаментом недвижимости, заставило людей делать собственные выводы. «За наш счет решили покрыть убытки нерентабельных предприятий из других муниципальных образований», — решили люди и с просьбой уберечь предприятие от несправедливой реорганизации обратились к руководству страны. Письмо с рассказом о ситуации на рыбинском предприятии отправилось президенту Российской Федерации Владимиру Путину.
Реакция областных чиновников не заставила себя ждать: не прошло и недели, как для разговора с коллективом в ПАТП-3 прибыли заместитель председателя правительства Михаил Крупин и руководитель агентства транспорта Евгений Ильичев.
— Правительство области заинтересовано в сохранении государственного сектора пассажирских перевозок и расширении его за счет участия и побед в конкурсах. В бизнесе крупные игроки имеют больше возможностей, небольшим сложно участвовать в рыночных отношениях и брать крупные заказы, — Михаил Крупин рассказывал водителям и слесарям о принципах предлагаемой правительству концепции объединения, анализировал риски и экономические плюсы слияния, говорил о своевременности мероприятий.
По словам чиновника, объединение укрепит позиции областных автоперевозчиков, позволит эффективно конкурировать с частными, муниципальными и даже столичными предприятиями, соревноваться за лучшие заказы и осиливать большие объемы перевозок. Собравшихся в гараже членов коллектива интересовало, что даст объединение рядовым работникам, как будет осуществляться снабжение службы механика и откуда возьмутся дополнительные средства, если и сейчас промежутки между рейсами автобусов минимальны, и предприятие выполняет большой перечень дополнительных услуг для автомобилистов Рыбинска. Михаил Крупин считает, что развиваться объединение автоперевозчиков будет за счет городских и пригородных перевозок, станет развивать дополнительные услуги и сделает упор на заказные перевозки. Что касается механизмов, по которым будет работать новое предприятие, то чиновник пообещал рыбинцам «посмотреть все вопросы в модели», заверил, что услышал тревоги о неповоротливости централизованных закупок, понял желание иметь собственный расчетный счет и пообещал организовать учебно-методические занятия для бухгалтеров.
Несмотря на красноречие ярославцев, работники автопредприятия снова и снова говорили о нежелании объединяться со слабыми коллегами, ведь сейчас предприятие крепко стоит на ногах, наработало деловые связи, приносит пусть небольшой, но реальный доход.
— Мы заинтересованы, чтобы предприятие работало с прибылью, рентабельно, без социальных потрясений, — подвел итог чиновник и подчеркнул: — но слияние автотранспортных предприятий — это прерогатива учредителя, у него есть все права, чтобы принимать управленческие решения, которые он считает необходимыми.
Больше двух часов длился непростой разговор. Какие выводы сделают из него собеседники, станет понятно уже к концу июня, когда в правительстве Ярославской области рассмотрят поэтапный план внедрения концепции объединения предприятий.
Надежда Лазарева