При обсуждении отрасли ЖКХ все чаще всплывает тема долгов: управляющие компании обвиняют в том, что они не рассчитываются за поставки услуг, генерирующие – в задолженностях за поставки топлива, население, большая часть которого добросовестно оплачивает квитанции, в недостачах. Эта, казалось бы простая и понятная цепь коммунальных платежей, постоянно рвется. Где оно, слабое звено?
Если посмотреть отчеты городской администрации, то главным должником всегда оказывается ОАО «Управляющая компания». С одной стороны, это неудивительно – именно она обслуживает большую часть жилого фонда, соответственно, и объемы поставок-платежей, и, как следствие, задолженностей. С другой – руководители ОАО «УК» чувствуют особую «любовь» со стороны городских властей.
— Есть компании, которые годами не платят за потребленные услуги, но претензий к ним не поступает, — говорит генеральный директор ОАО «Управляющая компания» Сергей Ситников. – Объемы платежей нашей УК всегда держатся в районе 95%, а те долги, которые у нас существуют, возникают не из воздуха, а из-за того, что не платит население.
По статистике, около 5% рыбинцев не оплачивают коммунальные услуги. Большая часть из неплательщиков делает это систематически. Чаще всего они живут в так называемом муниципальном жилье, по договору социального найма. Иначе говоря, собственником этих квартир является городская администрация. Она, по мнению руководителя УК, и должна нести ответственность за неплатежи жильцов.
— По закону неплательщиков уже через шесть месяцев можно переселять на меньшую площадь, — комментирует Сергей Ситников. — Но администрация не спешит применять какие-то меры к тем, кто не оплачивает квитанции. Вместо этого она обвиняет в накоплении долгов управляющие компании. Наши же полномочия в вопросах получения средств с населения весьма ограничены.
После систематических неплатежей управляющая компания проводит работу с должниками: предлагает погасить задолженность, а в случае отказа готовит пакет документов для передачи дела в суд. Получив на руки исполнительный лист, жилищники направляют его судебным приставам. И на этом все останавливается.
— Как правило, большинство неплательщиков – люди, ведущие асоциальный образ жизни, — говорит руководитель ОАО «УК», — взять с них нечего, и в итоге денег мы не получаем. Но выплачивать их за потребленный ресурс должны. Обращения к собственнику жилья – администрации – результатов не приносят. Только за прошлый год мы подготовили около тысячи писем о выселении должников и предоставлении им меньшего по площади жилья. Но результатов не последовало. Есть квартиры, где люди не платят по пять лет, долги переваливают за 300 тысяч.
Вот так и получается, что цепь платежей рвется, и долги одних перекладываются на плечи других. То, что поставщикам легче получить эти средства с управляющих компаний, чем с населения, ясно, как белый день.
Споры между юридическими лицами решаются в судах легко, а исполнительные листы оплачиваются быстро. В противном случае компания-должник может остаться с арестованными счетами и попросту не иметь возможностей для работы. Но не нужно думать, что УК выплатят эти средства из каких-то мифических источников, все это вновь ляжет на добросовестных плательщиков, которые увидят меньше отремонтированных подъездов, обновленных коммуникаций и других плановых работ.
— На мой взгляд, у администрации, как у собственника жилья, есть два выхода: либо платить за должников, либо переселять их, — делится мнением Сергей Ситников, — а не просто наблюдать, как копятся долги. Наши полномочия не безграничны, мы же не можем взять автоматы и пойти требовать деньги с населения, но и дальше такая ситуация с накоплением долгов продолжаться не может. Сейчас долги жителей только перед нашей компанией составляют 200 миллионов рублей.
Есть еще один вариант, которым пользуются ярославские коммунальщики. Там энергогенерирующая компания взяла потери по неплатежам на себя, и внесла эту сумму в убытки компании. Компенсировать эти миллионы позволило увеличение тарифов в следующем сезоне. Таким образом решились проблемы и с управляющими компаниями, и с поставщиками газа. Собираются ли вводить подобную практику в Рыбинске, пока неизвестно.
— Нашу компанию обвинили в том, что мы скрыли миллионы, полученные от рыбинцев, — говорит Сергей Ситников, — но проведенные проверки с выемкой бумажной и электронной информации, показали, что все, что мы получаем от населения, отправляется поставщикам тепла и воды. Так что обвинять нас в намеренных неплатежах глупо. Хочется отметить, что такое пристальное внимание уделяется не всем управляющим компаниям в Рыбинске. Есть и те, на чьи неплатежи попросту закрывают глаза. Да, объемы там в разы меньше, чем у нашей УК, но ведь важен сам принцип.
Так и получается, что надежная и простая, на первый взгляд, цепь платежей между генерирующими компаниями и населением, включает и дублирующие звенья, которые бесполезны по своей сути, и звенья, в надежности которых приходится сомневаться. «Переплести» цепь можно, и что самое главное, результат этот будет сразу виден. Вопрос лишь остается в заинтересованности всех сторон и преобладании здравого смысла над амбициями и финансовой заинтересованностью.
Ульяна Лебединская