Основные из них сводятся к трем: «все тендеры заказаны», то есть их победитель известен заранее, «тендеры проводят под уже выполненные работы» – это когда официальный контракт постфактум узаконивает уже состоявшуюся между заказчиком и поставщиком сделку и, наконец, «участвовать в тендерах могут только зубры», а новичкам или небольшим конторкам там делать нечего.
Прибыль по закону
Бизнес, из-за кризиса откатившийся назад с занятых экономических позиций, но решивший остаться в деле, гребет изо всех сил. В том числе и в сторону тендеров. Или «торгов», «аукционов», «госзакупок» – как ни назови, а смысл мероприятий не изменится. И те, кто ищет любую возможность заработать, волей-неволей задумываются о контрактах, которые можно получить через электронные торговые площадки. Как правило, это договоры, заключаемые с бюджетными организациями. Госструктурам различного уровня таким образом закупать товары – от кирпича до свежей рыбы и писчей бумаги – велит закон. Цель, с которой внедрена система контрактов, правильная – повысить эффективность и результативность закупок, обеспечить их гласность и прозрачность, предотвратить коррупцию и другие злоупотребления. Случается, что торги объявляют и коммерческие организации. Для бизнессообщества поторговаться и достичь оптимального соотношения цена – качество то же самое, что собственную прибыль увеличить. Хорошо это и для потенциальных подрядчиков: подписанный контракт – это понятные перспективы для производства, стабильность для коллектива, прибыль для бизнеса.
Так ли это на самом деле, мы решили поинтересоваться у рыбинских предпринимателей. Не все из них согласились быть представленными. А мы и не настаивали – пусть атмосфера некой таинственности вокруг этой темы пока сохранится. Тем более что каждый решившийся на участие в госзакупках идет по этому пути сам, без протекций и помощи сильных, а значит, из собственного опыта будет знать, что в нашем рассказе правда, а что – вклад в бизнес-мифологию.
Официальная версия
В качестве эксперта мы пригласили начальника отдела муниципального заказа городской администрации Романа Кагнера. Он пояснил нам, что доступ к госзакупкам имеют все граждане и предприятия любых форм собственности. Эта норма закреплена законом и строго выполняется. Кроме того, открытости торгов способствует то, что все заказчики от бюджетов обязаны заранее публиковать планы закупок всех необходимых товаров, работ и услуг. Борьбу за победу участники торгов ведут на электронной площадке обезличенно, под присвоенными им номерами, не представляясь ни заказчику, ни конкурентам. Обеспечивают беспристрастное отношение и конфиденциальность процессу особые условия оформления заявки – документы подаются двумя частями: первая, которую видит и допускает к торгам заказчик, содержит минимум информации. Вторая становится публичной после того, как торги прошли и их победитель известен.
По мнению специалиста, побеждает в торгах тот, кто лучше приспособлен к рыночным условиям – предложил лучшие условия или наименьшую цену. Ведь торги – это аукцион на понижение, который длится до тех пор, пока все участники, кроме последнего, не сойдут с дистанции. Сход случается, если цена торгов перестает быть для претендента привлекательной, а уж кто остался – тот и победил. Ему контракт, объемы и заработок. Много или мало – судить сложно, ведь давно известно: одному – суп жидкий, другому – жемчуг мелкий.
Составить заявку под конкретного участника шансов у закупщика почти нет, да и антимонопольная служба не дремлет – предприниматели, едва заподозрив неладное, ищут правду там. Кроме того, гарантировать честность процесса должна уголовная и административная ответственность, которая наступает у участников торгов, если появляются доказательства их ангажированности.
Обеспечение контрактов – те суммы, которые являются гарантией для заказчика от недобросовестных поставщиков, Роман Кагнер назвал осознанным неудобством. Соглашаясь на выполнение контрактов, поставщик о нем знает и готов мириться с тем, что определенные суммы будут на время исключены из оборота. Кроме того, обеспечительные залоги могут быть представлены заказчику не только деньгами, но и в виде банковских гарантий.
Опыт бывалого
– Вся затея с участием в торгах актуальна, если есть шанс выиграть тендер. А это самое трудное. Например, такой шанс появляется, если вы окажетесь единственным участником. Или вы заранее договорились с заказчиком, и прописали тендер специально под вас, – говорит наш собеседник, подтверждая миф о частой аффилированности участников.
Признаки таких договоров – это особые параметры контракта, которые выполнить, кроме «счастливчика», не сможет ни один из потенциальных участников. Искусственно монополизируя договор наличием той или иной техники, аппаратуры, узких специалистов у исполнителя, вещанием на определенных каналах, недобросовестный заказчик открывает зеленую дорогу конкретному поставщику и косвенно указывает на существование сговора. По словам нашего собеседника, легко вычислить и тендеры, которые по факту уже выполнены и товар лежит у покупателя на складе. Нереальные сроки поставки, когда товар должен быть отгружен через три дня после подписания бумаг, а его только делать нужно две недели – это сигнал о сговоре. «Своего» поставщика при этом простят за срыв графика, а «чужого» проучат неустойками – мол, в следующий раз не суйся.
Обеспечение контрактов, что бы ни подразумевали под ним разработчики законов, для малого бизнеса является существенным ограничением для участия в тендерах. 30% залог, а именно о такой сумме чаще всего идет речь, оборачивается сотнями тысяч рублей, изъятыми из оборота. Начинающие или мелкие предприятия такого себе позволить не могут.
Если же тендер честный, а такое, к счастью, тоже бывает часто, предпринимателям нужно внимательно читать условия и браться за контракт, только трезво оценив свои возможности. Но уж если договоры заключены, то стабильность предприятию обеспечена порой не на один месяц или квартал, а на целые годы. Можно не переживать о стабильной зарплате для коллектива, думать о закупке нового оборудования, планировать развитие предприятия. Но случается в торгах и неподдающееся логическому объяснению.
Необъяснимое
Иногда в ходе торгов случается удивительное. Разберем на примере. Бьются за четверть миллиона рублей две фирмы – старожил рыбинского телевизионного вещания канал «Рыбинск40» и молодое, только набирающее обороты Общественное рыбинское телевидение. Заказчик услуги – городская администрация, предмет торга – прокат социальной рекламы, причем видеоролики уже смонтированы, и прокатчику особо напрягаться не надо: флэшку втыкай да кнопку нажимай. Участники торгов делают по одному шагу, и Р40, несмотря на мизерное пока еще понижение, с торгов сходит. ОРТ, настроенное на серьезную борьбу, удивляется такому повороту, но ликует и чувствует себя «на коне» – даже при мизерной стоимости услуги куш у него намечается приличный. Однако победителем все равно объявляют первого участника, а второй получает извещение, что его заявка оформлена с изъяном.
– На каком этапе прекратить торги – это дело участников, в законе норм о том, когда сняться, нет. До аукциона заказчик не видит, кто участвует в торгах, открывается ему вся информация, когда аукцион уже прошел. Заказчик видит участников только по факту завершения аукциона. Утечка информации с самой электронной площадки маловероятна, заранее никогда ничего неизвестно, – пояснили нам в отделе контроля закупок УФАС по Ярослаской области.
Так тема госзакупок и обрастает мифами – факт есть, а объяснения ему нет. Если конфиденциальность сделок – не декларация для доверчивых новичков и общественности, то что помогло «Рыбинску40» и цену в торгах не уронить, и победителем стать? Интуиция, гороскоп, случайность или все же чья-то более объективная помощь? Ведь полезная информация, как вода, имеет свойство просачиваться в заинтересованные в ней уши.
О том, как случаются такие необъяснимые вещи, пусть наши читатели подумают сами. Выводы о том, участвовать в торгах за бюджетные деньги или нет, пусть каждый заинтересованный также сделает для себя сам. Мы же закончим статистикой: участникам бизнес-сообщества в социальной сети был предложен опрос на тему госзакупок. 50% принявших участие в опросе предпринимателей ответили, что хотя бы однажды участвовали в тендере, победителем которого являлись заранее. 75% участников опроса рискнули бы участвовать в закупке, исход которой для них был не определен. 62,5% опрошенных побеждали в торгах без предварительных договоренностей с заказчиком. Данных о том, каким понижением достигнуты победы, в опросе не приводилось.
Надежда Лазарева