Времена, когда было нормой ходить пешком на работу на другой конец города давно прошли. Теперь транспорт для города – это также важно, как водо- и электроснабжение. Сомневаться в необходимости регулярного транспортного сообщения может лишь человек недальновидный. Но получается так, что основное предприятие Рыбинска – ПАТП-1 – оказалось в положении близком к кризисному, ставя под угрозу не только благосостояние собственных работников, но и тысяч рыбинцев, ежедневно пользующихся услугами общественного транспорта.
О том, что не все спокойно на некогда успешном транспортном предприятии стало известно осенью прошлого года, когда рабочие стали жаловаться на задержку заработной платы, а руководство отправилось к депутатам просить денег на выплаты. Необходимые миллионы были выделены, а позже стало известно, что для погашения долгов была проданы 18 «Богданов», осуществлявших рейсы по коммерческим маршрутам. Тогда это решение объяснили острой нуждой. Хотя логику данного поступка понять очень сложно: желтые маршрутки, пересекающий весь город вдоль и поперек не могут приносить ничего кроме прибыли. Но только не на ПАТП-1. Здесь 18 единиц подвижного состава «привезли» 13 миллионов убытков. Как так получилось? В январе 2015 ответить на этот вопрос транспортники не смогли.
С тех пор прошло почти полгода. За это время на предприятии сменился руководитель. ПАТП-1 попало в поле зрения антимонопольной службы, за создание дублирующих маршрутов. А в начале июня пришли очередные грустные новости. На территории предприятия появились оценщики. Первая мысль о том, что наконец-то нашлись люди, готовые приобрести акции ПАТП-1, очень скоро разбилась о реальность. Оказалось, что гостей интересует лишь производственная база, расположенная на улице 9 Мая. Как сообщили работники предприятия, оценка проводилась по поручению городской администрации, а участвовали в ней представители Рыбинской торгово-промышленной палаты и некие москвичи.
Интерес к данному объекту понятен: большой участок в центральном районе города, с подъездными путями, подведенными коммуникациями, всевозможными разрешениями. Лакомый кусочек, хоть для строительства промышленного предприятия, хоть для очередного торгового центра. Что же с персоналом и автобусами? Предполагается, что они съедут на базу, расположенную на улице Катерская. Условия там далеки от тех, что годами создавались на улице 9 Мая. Долгие годы этим объектом никто не пользовался. И чтобы его заново обжить, потребуется и время, и средства, которых у предприятия нет. Сейчас невозможно определить даже приблизительную стоимость ремонтно-восстановительных работ. Нет необходимых средств и в бюджете города на 2015 год.
И как бы не казалось, что это отразится только на коллективе ПАТП-1, но изменения эти почувствуют все, кто ездит на городских автобусах.
— Как мы будем оказывать транспортные услуги жителям города, когда автобусы будут стоять без ремонтной базы «в чистом поле»? Мне это не понятно, — комментирует складывающуюся ситуацию заместитель председателя Муниципального Совета Сергей Ситников. – В истории Рыбинска уже был ряд предприятий, которые после подобных манипуляций оказывались банкротами и закрывались. Потерять ПАТП-1 мы не можем. Оно осуществляет основной объем перевозок пассажиров в Рыбинске, в том числе социальных. Город попросту окажется парализованным.
Депутаты ранее неоднократно задавали вопрос, на каком основании имущество продается без ведома Муниципального Совета. На что был получен ответ, что разрешение требуется на реализацию акций, а хозяйственной частью предприятие может распоряжаться по собственному усмотрению. Иными словами, реальна такая ситуация, что долги и кредиты останутся для владельцев муниципальных акций, а все самое «вкусное» разойдется по заинтересованным лицам.
— При формировании бюджета в качестве доходов определялась продажа акций «Горэлектросети» и ПАТП-1, — говорит Сергей Ситников, — но подобные сделки по раздельной продаже активов в разы уменьшают стоимость акций, а значит и снижаются поступления в казну. Деньги от проданных в 2014 году автобусов в бюджет дополнительно не вносились. Средства были израсходованы руководством предприятия по их усмотрению. А вот лизинговые платежи для покупки этих автобусов, оплачивались из бюджета города. Некорректная ситуация получается. И все это происходит в тот момент, когда городу не хватает денег. В нынешнем положении можно четко сказать, что на предприятии наступил кризис. Его присутствие ощущается и в Рыбинске в целом, но почему-то власти об этом не говорят.
Не хочется быть пессимистом, но как иначе назвать ситуацию, когда нет денег на ремонт дворов, сокращаются рейсы общественного транспорта, администрация города не может определить источник средств на осеннее-зимнюю уборку улиц. Основные объекты городского хозяйства либо не финансируются вовсе, либо на них выделяется лишь малая часть средств.
— Сейчас самое время объединить усилия, чтобы город как можно проще пережил кризисные годы, — уверен Сергей Ситников. – И здесь непонятна позиция администрации, которая делает вид, что никаких трудностей нет.
Сейчас ПАТП-1 напоминает курицу, которой собираются отрубить ногу, чтобы сварить бульон. И вроде птичка жива, но не сможет она нормально существовать, и очень скоро погибнет. Впрочем, сытый от наваристого куриного супа человек, вряд ли поймет проблемы самой несушки, которая могла бы принести куда больше пользы, крепко стоя на земле.
Ульяна Лебединская