В ходе судебных разбирательств адвокаты и гособвинители опрашивают экспертов, которые проводили различные экспертизы предоставленных им аудио и видео материалов, приобщенных к делу.
Так, 24 июня сторона защиты приглашала фоноскописта. Судебный эксперт Илья Захаров устанавливал дословное содержание аудиофайлов, идентифицировал принадлежность голосов участникам разбирательства и искал признаки монтажа в предоставленных для исследования материалах. Признаков эксперт не обнаружил, но предположил, что файлы подвергались перезаписи – их частотные характеристики увеличились почти в три раза – с 16 тысяч Гц до 44,1 тысяч. Что такое «перезапись» он уточнить не смог, потому что для более полного и точного заключения ему не были предоставлены устройства, на которых эти файлы записывались. Следствие отказало эксперту, сославшись на государственную тайну.
25 июня эксперт-фоноскопист Александр Баикин показал в суде, что обнаружил в аудиофайлах изменения на цифровом уровне, то есть записи подвергались некому преобразованию.
В суде дала показания и специалист, дававшая следствию лингвистическое заключение. По словам, которые говорились в кабинете Телегина, она оценивала иерархию и эмоциональную окраску взаимоотношений фигурантов Иванова и Телегина и сделала вывод, что «коммуникативной неудачи» в разговоре Иванов не потерпел. «Нельзя сделать вывод, что Телегин отрицает посредничество» сказала эксперт.
О том, что вокруг его персоны идет непонятная суета и возможна провокация взятки, Юрий Ласточкин во всеуслышание говорил на открытии сезона охоты за несколько дней до ареста, 13 октября 2013 года. Об этом в ходе судебных слушаний заявил сенатор от Ярославской области Анатолий Лисицын.
— Он тревожно говорил о взятке. Меня это удивило, потому что совсем недавно прошли выборы, задачи, поставленные перед ним партией «Единая Россия», Ласточкин выполнил. В ходе разговора Юрий Васильевич детали не называл, на охоте был широкий круг людей, — сенатор перечислил несколько фамилий охотников.
В ходе следствия Анатолия Лисицына опрашивали лишь по этому эпизоду, никакие другие обстоятельства, связанные с деятельностью Ласточкина и известные свидетелю, работников силового ведомства не интересовали. Между тем, давление на Ласточкина оказывалось не впервые, угрозы, по словам Анатолия Лисицына, поступали им обоим и ранее и связаны с желанием не дать развиваться НПО «Сатурн». Уголовное дело и отстранение от должности Юрия Ласточкина влечет за собой серьезные потери для Рыбинска и области в целом. Во-первых, это ослабление позиций авиационного предприятия, которое могло бы развиваться и работать на область, принося налоги в бюджет региона, а во-вторых – потеря талантливого руководителя для Рыбинска.
Надежда Лазарева