26 июня Анатолию Лисицыну исполнилось 68 лет. За плечами большой стаж работы главой администрации и губернатором Ярославской области, депутатская деятельность в Государственной Думе РФ. Сегодня же он является членом Совета Федерации РФ.
– Анатолий Иванович, в чем же главный показатель эффективности работы руководителя?
– В своей жизни, работе всегда приходилось гдето уступать, гдето наступать, делать выводы и усиленно продвигаться вперед – это мой образ жизни. Я считаю, что главный показатель достойного руководителя – это его способность и умение принимать самые сложные, нестандартные, порой критикуемые решения, которые в перспективе определят будущее развития территории, города или поселка.
– А какието личные качества вам помогали по службе?
– Я достаточно молчаливый и не очень люблю без повода засорять пространство своими выступлениями или речами. Упрямый, устремленный в будущее, это мне помогало двигаться вперед по карьерной лестнице. А также желание на любом месте, где я работал, быть на высоте.
– Никогда не жалели о принятых ранее решениях?
– Каждый руководитель, вспоминая свою жизнь, думает о тех моментах, тех вещах, которые хотелось бы, может, сделать подругому, со временем пересмотреть. Были и в моей практике ошибки и просчеты. Но ведь любая победа состоит из поражений и достижений. Поэтому на вопрос, хотел бы я чтото изменить в своей жизни, я отвечаю – нет. Потому что это мой багаж, на основе которого сегодня я чувствую себя комфортно и уверенно
.
– Как вы оцениваете сегодня политику Ярославской области?
– Мы сегодня живем по новой идеологии, воспринимаем те ценности, которые раньше отрицали, и вот это все дает основания и в своей деятельности направлять все усилия в этом ракурсе, думать уже о будущем, о тех целях, задачах, которые необходимо вносить в общественнополитическую жизнь современной России. Я с грустью смотрю сейчас на то, что происходит в нашей Ярославской области, с грустью вижу, как вымываются ценности, за которые мы раньше боролись.
– О чем именно вы говорите?
– Это выборность. Я считаю, что любые выборы лучше любых не выборов. Я вижу, как каждый раз, когда начинается предвыборная кампания, меняется выборный закон, чтобы подгадать удачное решение для какихто движений. Это все ненормально и вызывает в людях раздражение к тем вещам, которые должны быть незыблемы. А закон должен иметь какуюто стабильность, а не меняться в зависимости от того, что хочет та или иная партия.
– Значит, к выборам ситименеджера вы настроены отрицательно?
– В условиях жесткой экономики, когда мы видим, что наши региональные бюджеты полностью не профинансированы, делить сегодня ответственность на два уровня, вводить должность ситименеджера, который будет отвечать за финансы и другого руководителя, который будет осуществлять государственную и законодательную власть, – это искусственно зародить конфликт. Даже Кремль дал посыл, что единоначалие – это тот принцип руководства, который может определить выживаемость в этой ситуации, потому что сегодня очень сложно с экономикой, она ухудшается с каждым месяцем. Поэтому единообразие, единая воля, единое умение руководителя принять закон, а не распылять по разным ведомствам – это как раз то, что нужно сегодня. Если Ярославль уже принял решение, что должно быть два руководителя, почему бы не дать Рыбинску возможность ввести единоначалие и можно будет через какоето время проверить, какая из систем власти лучше – ярославская или рыбинская. Надо подходить опытным путем, а у нас все однообразно.
– Анатолий Иванович, за время вашего руководства регионом вы создали множество государственных программ и благотворительных акций. Одной из них является организация поиска и сохранение мест захоронений воинов, погибших в годы Первой мировой войны? Почему?
– Я для себя понял, что сколько бы мы ни говорили о том, что мы другие, сколько бы ни снимали фильмов и ни писали статей и ни издавали книг, никто не поверит, пока взгляд европейцев будет останавливаться на разрушенных могилах наших солдат. Когда в Белграде рядом с нашим разрушенным кладбищем солдатвоинов Первой мировой находятся благоустроенные кладбища итальянцев, французов, немцев. Все это выглядит дико. Я стал заниматься, потому что я считаю – это основа возрождения патриотизма. Я подал заявки в военноисторическое общество на восстановление захоронений в Сербии, мне отказали – нет средств. Но я не остановлюсь, потому что народ собирает деньги. А вот государственной политики, основанной на истоках, к сожалению, нет. Патриотизм должен иметь постоянную основу, когда человек понимает, что он живет на родине и будет ее защищать. Недавно я был в Рыбинске, мы открывали памятник генералу Батову, и один из священников сказал, что Россию никто не любит. Я согласился с этим, но в то же время сказал, что беда в том, что мы сами себя не любим. Мы забыли историю своей страны и сделали врагами тот образ жизни, который был в стране до 17го года. Мы потеряли сегодня генофонд нации и многие ценности, которыми надо гордиться. Сегодня мы пытаемся их восстановить, потому что только познание справедливой истории дает нам возможность избежать какихлибо ошибок в новом строительстве государств.
– По какой причине это происходит?
– Народ абсолютно не образованный, виноват в этом интернет, наша система образования, которую мы реформируем на протяжении 20 лет. У нас одни реформы – реформа народного образования, реформа медицины, полиции. А в результате этих реформ мы чувствуем себя хуже. Потому что все отрывочное, бесплановое, бессистемное. Инициатива идет сверху, но при этом не учитываются обстоятельства снизу. Сегодня нет той консолидации, которую когдато создал Сталин. Сейчас я даже ностальгирую, потому что многое мы отбросили как ненужное, хотя надо было, конечно, многое взять. С молодежью нет никакой работы. Сейчас существуют какието виртуальные организации, а молодежь, по сути, не организована ни во что. Раньше были октябрята, пионеры, комсомол – была какаято система. Сегодня ее нет. Отсюда и проблема отсутствия патриотизма.
Беседовала Ольга КУДИНОВА