Часто бывает так, что привычные нам вещи имеют интереснейшую и необычную судьбу. И чем запутаннее история, тем ценнее становится сам предмет в силу неповторимости тех далеких событий. Совсем недавно свой ореол загадочности приобрела и известная всем скульптура «Бурлак».
Никто потом не мог вспомнить, как появился незнакомец. Его голос разрезал тишину в тот самый миг, когда гид выдохнул последнюю реплику, а небольшая группа туристов неохотно возвращалась в явь из глубины веков.
С самого утра мелко моросил дождь. Серое свинцовое небо висело так низко, что, казалось, сделало людей ниже ростом. Озябшие, они тщетно кутались в свои легкие летние курточки и сочувственно поглядывали на понурую фигуру бронзового силача. Сейчас они очень понимали его, сейчас один только вид этого полуодетого человека нагонял на всех дрожь.
В образном рассказе Владимира Рябого (это он в тот день знакомил с достопримечательностями) туристы сами стали бурлаками: из последних сил тянули онемевшими плечами железные путы засаленной лямки, их глаза наливались кровью и слепли тьмой непосильного труда. Они едва переступали разбитыми ногами по вязкому песку и острым камням, валились отдыхать у вечернего костра и… иногда не поднимались на ноги в очередное утро своей вынужденной каторги. Краевед закончил рассказ, а его слушатели еще сидели рядом с этим вымотанным работой бурлаком, мыслями находясь где-то далеко, за сто с лишним лет назад.
«Это не бурлак!» – голос незнакомца вернул людей в явь. Они непонимающе обернулись на говорившего, затем на своего рассказчика, а потом, уже вопросительно, на обоих.
«Казак… задунайский. Приближался юбилей города, и казака использовали в качестве бурлака. Присмотритесь получше – можно разглядеть саблю», – обратил внимание туристов незнакомец.
Казалось, все они разом получили в руки карту Острова сокровищ. Никто уже не обращал внимания на серое небо и пронизывающую морось дождя, загадка будоражила воображение. Люди обходили памятник со всех сторон, отходили подальше, ощупывали каждую неровность руками. Появились первые предположения о потайных механизмах, приводимых в действие замаскированными кнопками.
«Рука, посмотрите на его правую руку! – пожилая женщина в очках сияла радостью ребенка, нашедшего ошибку в рассказе учителя. – Он вытянул ее вперед, будто держит на весу саблю!»
Эта удивительная история – не вымысел, она случилась не так давно. Отправляюсь к «Бурлаку» ранним утром, чтобы внимательно все осмотреть, не привлекая постороннего внимания. Да уж, умеет Владимир Иванович закручивать интригу – прервал свой рассказ на эпизоде появления таинственного незнакомца, продолжение пообещал позже. Только добавил многозначительно: «Отгадка зажата в кулаке правой руки». Хочет, чтобы я все оценил на «свежий» взгляд, затем сравнить наши выводы.
Уже рассвело. Знаю этот памятник с детства, да и кто в Рыбинске его не знает?! Он давно превратился в один из главных символов города. Но почему мы никогда не обращали внимания на правую руку? Рука находится в таком положении, будто держит на весу какой-то длинный и тяжелый предмет, кисть под его весом чуть вывернута вниз.
Я чувствую на себе взгляд таинственного незнакомца. Вокруг никого нет, но он где-то здесь – среди нас. Неведомый, возможно, последний носитель тайны. Появился и бесследно исчез. Носит в себе то, что известно только ему. Или нет никакой тайны, выдумка все это? Но мой информационный источник – очень известный в городе человек, раз говорит, что была загадочная встреча, то я склонен ему верить. Да и рука… Ведь в ней явно зажат предмет, это не дефект литья!
Фотографирую памятник, но пока не знаю – стоит ли показывать все, что увидел. Возможно, ограничусь общим видом, а заинтересованные читатели пусть уж придут, увидят, сделают собственные выводы.
Но в любом случае, какие бы открытия ни ждали впереди, он был и останется волжским бурлаком, бронзовым воплощением образа. А история памятника… Она как жизнь человека. Тех тысяч и миллионов наших предков, составивших основу пирамиды поколений. Поколений неизвестных…
Но ведь мог казак податься в бурлаки…
Ярослав Бойцов