В киосках периодической печати появился в продаже очередной детектив рыбинской журналистки Натальи Ильюшенковой. Называется книга «След кровавый стелется». В предисловии мы читаем, что в конце февраля 2015 года в Москве убит известный оппозиционный политик Ефим Земцов – депутат некой Рославльской области… Все совпадения случайны? Об этом наш корреспондент беседует с автором.
– Наталья, получается, что ваша новая книга основана на реальных событиях. Это действительно так?
– Да, сюжет основан частично на реальных событиях. Однако, как положено в художественной литературе, все совпадения случайны, не стоит считать мой детектив калькой громкого убийства депутата Ярославской областной Думы Бориса Немцова. Я просто взяла за основу это событие, вернее, за исходную точку. Дальше – художественный вымысел автора.
– Понятно, что в соответствии с жанром в книге описывается расследование убийства. А убийцу нашли?
– Конечно! Иначе это был бы не детектив! Не стану пересказывать сюжет, иначе читателям будет неинтересно. Скажу лишь, что в книге все соответствует классике жанра современного детектива: убийство раскрыто, есть и заказчик, и исполнитель.
– Вот как! А любовная драма там тоже есть?
– Конечно! Какой же современный детектив без любви!
– Но, извините, как вам вообще пришло в голову написать такой детектив?
– Сама не знаю. Все вышло как-то случайно. Вообще я написала за полтора года три детектива. Первый рыбинцы читают, он называется «Укус Анаконды». В нем рассказывается, как отважная журналистка по прозвищу Анаконда расследует в небольшом провинциальном городе Рыбацкий преступление, совершенное местным олигархом Литровским. Этот детектив я написала легко, ведь в свое время я стала невольной участницей неких событий, которые легли в основу сюжета «Укуса Анаконды». В конце 2013 года я неожиданно для себя написала второй детектив. Он называется «Личное дело Единорога», и рассказывается в нем о выборах в неком городе Маузбурге. Все совпадения, конечно же, случайны. Но в 2013 году в городе Мышкине я вела выборы одного из кандидатов, который и стал прообразом главного героя. Но книга пока не вышла в свет. А в конце февраля этого года я заболела гриппом. В ночь с 27 на 28 февраля у меня поднялась высокая температура. Утром я прочитала в Интернете про убийство Немцова. И три дня, пока держалась температура, в голове мелькали какие-то картинки, образы, словно пазлы складывались в одну картину… Через три дня температура спала, и я начала писать. Я даже плохо помню те дни, все было подчинено одной цели: писать, писать и писать, пока в голове не рассыпалась создавшаяся там, как по мановению волшебной палочки, картина преступления… Я писала ровно 21 день, а потом три дня перерабатывала написанное. Всего я потратила на написание детектива «След кровавый стелется» 24 дня. Мне и самой не верится!
– А прообразы главных героев – реальные люди?
– Частично да. Но, повторяю, это художественное произведение, а основа любого художественного произведения – вымысел. Однако ведь все политические убийства, в принципе, похожи. И канва раскрытия преступлений тоже не оригинальна. Убит Ефим Земцов – политик-оппозиционер, любимец женщин, стяжавший славу политического плэйбоя. На ноги подняты все спецслужбы. Они провели анализ ситуации и пришли к выводу, что если у Земцова и были враги, то именно в Рославльской области, где он, будучи депутатом, выступал против коррупционной системы, созданной губернатором и депутатами облдумы. В Рославльскую область для расследования направляется полковник ФСБ Зиновагин. Ему помогают местная журналистка Анна Кондратьева и ее друг частный детектив Геннадий Славин. Эти герои действуют и в двух других моих детективах.
На первый взгляд мотив есть у многих, в том числе у губернатора Рославльской области Сергея Птицына. Обижены на Земцова и заместитель губернатора Александр Семин, и представители рославльской элиты – депутаты областной Думы, с которыми Ефим Земцов постоянно воевал, в том числе заступался за посаженного в тюрьму мэра Рославля Евгения Бурнашова.
Но в то же время Ефим Земцов, критикуя власть и отправляя многочисленные жалобы о коррупции в Рославле в разные инстанции, особенного ущерба бизнес-интересам рославльской элиты не нанес… Тут что-то другое. В это время в Москве задержан предполагаемый киллер. Но вскоре спецслужбы приходят к выводу, что киллера, скорее всего, подставили. Чем дальше идет расследование, тем труднее становится спецслужбам. Версии растут как грибы после дождя… Какая же окажется верной? Каких персон узнают читатели в главных героях? Я постаралась написать так, чтобы читатели как можно дольше не догадывались, кто же убийца. Надеюсь, мне это удалось.
«Рыбинская неделя»
Сравнивая разные исторические периоды, описанные в этих книгах, мне бы хотелось заострить внимание на отношение общества и властей к профессии журналиста, точнее, к тем журналистам, которые стремились писать правду.