Романтика полетов и желание разобраться в устройстве всевозможных летательных аппаратов однажды привели Вячеслава Фролова в авиамодельный кружок. И сколько бы профессий и мест работы ему ни пришлось сменить, расстаться с полюбившимся ремеслом он так и не смог. Даже будучи пенсионером, он продолжает любимое дело, вдохновляя современных мальчишек на высокие полеты.
Первым делом – самолеты
Авиамодельное дело Вячеслав Фролов открыл для себя в 10 лет. Еще не подходящего по возрасту, но настойчивого мальчишку приняли в кружок в Доме пионеров – заниматься творчеством сверх школьной программы в те годы считалось делом обязательным. Уроки брал у известного рыбинского летчика Константина Степановича Кононенко. Сегодня Вячеславу Александровичу 71 год, он сам стал преподавателем – обучает транспортному моделированию в рыбинском «Центре детского и юношеского технического творчества». Детское увлечение превратилось для него в дело, которому посвятил всю сознательную жизнь.
– Когда-то меня спросили: кем вы хотите работать? Я ответил: главным инженером завода. Тогда мне задали еще вопрос: а на пенсии? И я сказал, что на пенсии я пойду с детьми работать. Так и получилось. И такое удовольствие от общения с детьми получаю, – говорит Вячеслав Александрович.
Принцип обучения Вячеслава Фролова выражается четко и ясно: добейся всего сам. По его мнению, только в таком случае ребенок и знания получит, и результат, и гордость от того, что пришел к победе своими силами. Сконструировать в наши дни можно все, что душе угодно, – от простого планера до аэромобиля. И все же Вячеслав Александрович начинает с моделей самолетов.
– Поскольку я сам в первую очередь авиамоделист, показываю детям такие модели. Потому что если изделие ребенка поднимется в воздух, полетит, – это впечатление запомнится ему на всю жизнь, – считает Фролов.
Трудовой путь
Авиамоделирование хоть и стало делом жизни Вячеслава Фролова, большого дохода не принесло, а потому он сменил несколько профессий и несчетное число рабочих мест. Самым главным для мужчины тогда было прокормить и одеть-обуть семью, а не питаться иллюзиями и строить самолеты ради удовольствия. После школы он обучался в авиационном техникуме, высшее образование получил в педагогическом институте. В первом училище работал инженером, затем учителем физики – и так связал свою судьбу с педагогикой. Параллельно с этим был руководителем авиамодельного кружка в Доме пионеров. В 28 лет стал директором училища №20, но и на таком высоком посту не забывал о своем увлечении – вел авиамодельный кружок и даже тренировал обучавшихся легкой атлетике, так как в юности сам увлекался спортом.
– В это время моделизм стал терять популярность, – вспоминает Вячеслав Александрович. – Во-первых, потому что народу было мало – численность населения была невелика. Во-вторых, стало развиваться много видов борьбы, хоккей, футбол. Хотя некоторым ребятам удавалось совмещать занятия и в спорте, и в авиамодельном кружке. В-третьих, ему просто мало уделяли внимания.
В 80-х годах Фролов перешел на должность инженера в «Гюйс» и одновременно в подшефную заводу 20-ю школу – так состоялся второй его приход в образование. Времена и запросы изменились – вырос интерес к машинам, да и создавать их было проще, чем летающие модели, и Вячеслав Александрович занялся со школьниками автомоделизмом.
Поработал он и школьным учителем – преподавал физику, ОБЖ, труды, сменив ни одно учреждение. Неизменным оставалось только его собственное увлечение транспортным моделизмом, которое он с энтузиазмом поклонника своего дела передавал воспитанникам.
– Во-первых, я плохо владею Интернетом, да и сидеть мне там некогда. Второй момент – я пользуюсь библиотекой, у них всегда есть в наличии современный журнал «Техника – молодежи». У меня много своей литературы. Книга может быть старой, со временем могут измениться материалы, конструкция авиамоделей, а подход остается тот же. В-третьих, езжу на семинары в Ярославль, – рассказывает о подпитке новыми знаниями Вячеслав Александрович. – Занятия у меня рассчитаны на маленьких, чтобы они заинтересовались и дальше могли сами изучать. Ведь интерес к технике закладывается с детства.
Новое поколение
Вынужденный перерыв в работе Вячеслава Александровича заставила сделать болезнь, но после он вернулся к любимому занятию в «Центр детского и юношеского технического творчества». С головой окунулся в новую работу – написал учебные программы для ребят разного возраста, прошел курсы компьютерной грамотности, изучил новые веяния в моделировании.
Интересным сегодня для мальчишек, а создание моделей считается все-таки «мужским» занятием, помимо традиционных авиа– и авто–, является ракетно-космическое направление, конструирование нетрадиционной техники (например, экранопланов и аэромобилей) и лего-конструирование. Последнее представляет собой создание животных, птиц и транспорта из деталей одноименного конструктора. Вся работа выполняется вручную. А при желании такого робота можно «оживить», подключив его к компьютерному управлению. Но любая электронная «начинка» требует денежных затрат.
– Занятия для ребят бесплатные, – говорит Вячеслав Фролов. – Единственное, и я уже говорил об этом с родителями, могут потребоваться датчики при лего-конструировании, их придется покупать.
Материалы для будущих изделий моделисты тоже находят самостоятельно: одни купит педагог, другие по собственной инициативе принесут ученики или родители.
Сегодня у Вячеслава Фролова постоянно занимаются 43 младших школьника, регулярно приходят и новенькие. Их команда любит участвовать в соревнованиях, в том числе и среди юных изобретателей. По словам Вячеслава Александровича, их лаборатория, кстати, лучшая в Ярославской области, – одно из немногих мест в городе, где ребенок учится техническому творчеству. Педагог считает, что в Рыбинске не хватает единого центра такого направления, который бы занимался работой с детьми, аккумулировал силы педагогов. Сейчас получается, что о существовании модельного кружка больше известно ученикам близлежащих школ, тогда как отдаленные районы остаются неохваченными. Самое главное, говорит Вячеслав Фролов, чтобы было где заниматься, был руководитель и ученики, а также программа обучения.
– Моя задача – чтобы дети ушли здоровыми, с хорошими эмоциями. И второй момент – научились пользоваться инструментом, обрабатывать материал, а в результате получали готовое творение. Я всегда приветствую, когда дети забирают домой свои модели, показывают их родителям, – говорит Вячеслав Фролов.
Елена Бойкова