Вторую половину 1941-го и весь 1942 год Рыбинский железнодорожный узел был по сути прифронтовым. На Запад через город непрерывно продвигались эшелоны с войсками и вооружением. Навстречу им шли поезда с ранеными. Станции «Рыбинск-Пасссажирский» и «Рыбинск-Товарный» немцы постоянно бомбили…
Из документов Рыбинского архива:
— 31 октября 1941 года. 10 часов 27 минут. На железнодорожный узел Рыбинска сброшено восемь фугасных бомб, каждая весом 100 килограммов. Разрушено два деревянных дома и 45 погонных метров железнодорожного полотна, повреждено пять домов. Разбито два товарных вагона.
2 декабря 1941 года. 14 часов 15 минут. На станцию «Рыбинск-Пассажирский» сброшено девять фугасных бомб, каждая весом 100 килограммов. Повреждено два товарных вагона и незначительное количество железнодорожного пути.
С 22 июня 1941 года и до 1 января 1943 года на Рыбинск совершен 101 налет вражеской авиации. Сброшено и разорвалось 42 206 фугасных авиабомб. Разрушено 18 промышленных зданий и 44 жилых дома.
Подвиг в топке
Работа в тяжелейших условиях требовала от железнодорожников максимального напряжения сил. А порой и подвигов.
Однажды ночью потребовалось срочно отправить из Рыбинска эшелон со снарядами. Свободного паровоза не было, взяли из резерва. Развели пары на законсервированном локомотиве, но… забыли укрепить контрольные пробки в системе водоснабжения. Это грозило взрывом. Укрепить пробки можно было, лишь находясь в топке. Но она уже раскалилась, а чтобы ее охладить, требовалось четыре-пять часов. Разрешить ситуацию взялся 17-летний котельщик Степан Карповский. Он настелил на пышущие жаром колосники сырые доски, надел мокрую брезентовую спецовку и полез в топку. Товарищи страховали героя и в любую секунду готовы были вытащить его.
Эшелон с вооружением отправили из Рыбинска вовремя.
Машинисты
Наиболее опасной была работа машинистов. Отправляясь в очередной рейс, они не знали, вернутся ли домой живыми. Немецкая штурмовая авиация постоянно совершала налеты на наши поезда.
Так, в октябре 1941 года самолеты противника возле железнодорожной станции Лом разбомбили эшелон с жителями города Шуя Ивановской области. Шуяне ехали под Ленинград, чтобы участвовать в возведении оборонительных сооружений. Правда, Ленинград в это время уже был в блокаде. При бомбардировке эшелона погибло более ста человек. Их похоронили в братской могиле.
В августе 1942 года, близ Рыбинска, немцы разбомбили эшелон с эвакуированными жителями блокадного Ленинграда. На месте массовой гибели ленинградцев установлен памятный обелиск.
В 1930-х годах, отправляясь в рейс, машинисты порой напевали задорные строчки из «Железнодорожного марша», написанного композитором И.О. Дунаевским и поэтом В.И. Лебедевым-Кумачом:
Летитете, летите вперед, паровозы!
Гуди веселее, задорный гудок!
Пускай долетит в города и колхозы
Могучая песня железных дорог.
В Великую Отечественную войну железнодорожники редко вспоминали эти строки. Многие ушли на фронт. На места старших товарищей вставала молодежь.
Инженер-капитан тяги
Среди наиболее опытных железнодорожников Рыбинска был и машинист паровоза Леонид Николаевич Коробков (1903 – 1980 гг.). Уже в 1930-х годах он стал специалистом высочайшей квалификации. В годы первых пятилеток зачинатель движения ударников в Рыбинском паровозном депо. В Великую Отечественную войну Л.Н. Коробков, наряду с основной работой, готовил из числа молодежи машинистов высокого класса. Обучил профессии машиниста даже свою жену Анну Федоровну. Более 40 лет Л.Н. Коробков трудился в Рыбинском паровозном депо. За упехи в труде удостоен звания «Почетный железнодорожник» и получил высшую награду Родины – орден Ленина.
А еще Леонид Николаевич имел редкое звание – «Инженер-капитан тяги». Это было одно из специальных званий, установленных для тружеников железных дорог в 1943 году. Для высшего начальствующего состава, например, имелось звание «Генерал-директор движения». Для старшего начальствующего состава – «Директор–полковник тяги». Для среднего начальствующего состава – «Инженер-капитан тяги». Для младшего начальствующего состава – «Техник тяги».
Лошадь или партия!
Одним из лучших машинистов Рыбинска был и Леонид Павлович Моченов. В войну он одним из первых начал водить составы повышенной грузоподъемности. «Карьере» Л.П. Моченова чуть было не помешали его… родители. В 1930-х годах они жили на улочке Ключевой, что за Пахомовским мостом, и держали лошадь. Это приносило небольшой дополнительный доход. Коммуниста Моченова вызвали в партийные органы и потребовали, чтобы родители избавились от лошади. Леонид Павлович отказался даже говорить об этом с родителями и его исключили из ВК(б). Война заставила партийное начальство забыть «проступок» Моченова и его наградили орденом Ленина.
Александр Козлов, сотрудник Рыбинского музея-заповедника