Исчезающие под российскими катками иностранные сыры ознаменовали волну тотального уничтожения санкционных товаров. Как такая мера скажется на рыбинских производителях? Чего ждать потребителям и что обо всем этом думают простые горожане? Мнения и комментарии собрала «Рыбинская неделя».
Катки, показательно уничтожающие тонны иностранного сыра. Так правительство России отреагировало на попытки торговцев ввезти запрещенный товар на территорию государства через третьи страны, в отношении которых санкции не действуют. За сутки 6 августа, в день начала тотального уничтожения обнаруженных на территории РФ санкционных продуктов, в стране раздавили, сожгли и отдали на корм животным огромное количество еды. Соцсети взорвались. Кому-то ужесточение санкций пришлось по душе, а кто-то возмутился: «Неужели нельзя было это все отдать бедным?» Нашлись и такие, кто задал резонный вопрос: «Как в полностью фискальном государстве изначально могли оказаться некачественные продукты? И не просто оказаться, а успешно долгое время продаваться!»
«Не вернуться бы к макаронам по талонам»
Именно так отозвался о нововведении правительства один из пожилых рыбинцев, услышав мой вопрос, задаваемый торговцам. Как аргумент фермер, который привез молоко на продажу, привел простой жизненный пример: «Думаете, коровы в срочном порядке начнут давать в разы больше молока?» И пояснил взаимосвязь: молока больше давать не станут, а цена на него может запросто вырасти.
О том, что освобожденные от иностранного товара полки никак не скажутся на развитии предприятия и не слишком-то уж помогут поднять его экономику, рассказал «РН» и директор ЗАО «Арефинское» Александр Абросимов.
– Вся наша продукция присутствует на полках магазинов и сейчас. Ее никуда не выбрасывают, не утилизируют. Наши коровы дают наибольший в области удой – семь тысяч литров молока одна корова в год. И даже если все полки магазинов освободят, я не смогу их заполнить своей продукцией больше, чем делаю это сейчас. Это первое. Ведь все дело не в санкциях и отсутствии мест на полках. Мы пережили уже много разных эмбарго, санкций… Я ни разу не почувствовал, что за счет этого цена на наш продукт взлетела и всем было хорошо. Но это уже другая история, это экономика. А санкции – это большая политика, – говорит Александр Абросимов.
Еще один хозяйственник района, который тоже торгует молоком, развеял мечты покупателя «о своем и дешевом». Просил его не называть, чтобы потом не ругались.
– Вот простые обыватели думают как? Сейчас с полок уберут все импортное, а наши колхозники дадут нам продукты качественные и подешевле. Но откуда подешевле? Все дорожает: и техника, и комбикорма. Как я могу снизить цену на свою продукцию, если мне надо платить зарплату людям? Не говоря уже о том, чтобы ее поднять. А вы знаете, какая нынче зарплата у колхозника? Еле дотягивает до 13-14 тысяч рублей в месяц «грязными». И это хорошо, если еще дотягивает до таких цифр. Это там, на верхах, думают, что все будет хорошо и сразу. А я по земле хожу. А что касается утилизации иностранных продуктов, то я вообще не понимаю, как так? Мало у нас бедных людей? Отдали бы им, – говорит наш собеседник.
«Всегда готов», или Серьезность намерений
Есть в Рыбинском районе и производители, которые рады тотальной зачистке иноземных конкурентов. Например, директор СПК им. Ленина Геннадий Титов в уничтожении санкционных продуктов видит огромный плюс для местного товаропроизводителя:
– Конечно, это огромный плюс, уничтожать надо. Молока и сыров у нас валом. Мы, конечно же, сможем заменить санкционные товары своей продукцией. Сейчас у нас стоит проблема со сбытом молока. Уверен, что в скором времени ее не будет, – прокомментировал свои ожидания «РН» Геннадий Борисович.
А вот на работе птицефабрики «Волжанин» исчезновение иностранных продуктов никак не скажется. Заместитель директора по коммерческим вопросам Алексей Навеснев выразил уверенность в том, что на доходность его предприятия санкции никак не повлияют. Ведь яиц импортного производства на полках рыбинских магазинов нет. А именно производство яиц является основной специализацией птицефабрики.
– Конкуренции у нас нет. Фабрика в первую очередь специализируется на яйце, а импортных яиц на полках магазинов я пока не встречал.
Заместитель главы администрации по АПК, имущественным и правовым вопросам Рыбинского района Александр Малышев уверен, что тотальные меры – это дополнительный сигнал местным производителям о том, что государство – хозяин своего слова и союзник своим российским сельхозпроизводителям. А уж заместить импортную курятину и свинину своей, рыбинской, наши производители готовы.
– Принципиально проблемы замещения своей продукцией импортной перед нашими производителями не стоит. В последнее время наши производители сделали большой шаг вперед, и те продукты питания, которые попадали на наш рынок, несмотря на санкции, вызывали у них элементы разочарования. Они говорили: «Вот, государство запретило, а продукция все равно появляется». Думаю, что это решение правительства, как раз важно тем, что должно показать производителям серьезность намерения нашего государства. Что это не только на словах, но и на деле. Наши рыбинские свиноводы и птицеводы готовы заместить импортные продукты и наращивают объемы, – говорит Александр Вадимович.
У нас санкционных товаров нет?
Между тем на момент подготовки материала, 7-8 августа, в Рыбинске запрещенных продуктов не обнаружили. Как, впрочем, не нашли их и во время многочисленных проверок во всей Ярославской области.
– На сегодняшний день таких продуктов у нас не выявлено. Специальной проверки не проводили, но во время всех наших плановых и внеплановых проверок продукты, попадающие под санкции, не обнаружены. Жалоб горожан на такие продукты тоже не поступало,– рассказала «РН» ведущий специалист, эксперт рыбинского отделения Роспотребнадзора Светлана Фролова. Она отметила, что если подобный товар выявят, то будут приниматься соответствующие меры.
Руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области Александр Звягин также сообщил нашему изданию, что с момента вступления в силу постановления правительства об уничтожении санкционных товаров, подобные действия в области не проводились.
– Пока таких товаров на территории региона выявлено не было. Проверки ведутся в постоянном режиме, еженедельно порядка десяти, и они будут продолжаться, – отметил Александр Михайлович.
Возможно, все импортные персики, нектарины, испанский хамон, сыр «Президент» и другие продукты, которые простой обыватель все еще встречает на полках рыбинских магазинов, произведены где-то в подвалах Одессы, которая в «черный» список не входит?
Кстати, по данным Россельхознадзора, наш регион не входит в список областей, где будет осуществляться уничтожение санкционных продуктов. Как сообщил помощник главы Россельхознадзора Алексей Алексеенко, в списке регионы, где есть контрабанда: Калининград, Санкт-Петербург, Брянск, Смоленск, Псков, южнее – Ростовская область, с другой стороны – Оренбургская область, Саратов, Алтай. Вместе с тем он отметил, что если санкционные товары выявят в другом регионе, их ликвидируют и там.
Говорят рыбинцы
Простые рыбинцы к инициативам правительства относятся по-разному. Согласно проведенному «РН» опросу, большая часть горожан «за» то, чтобы санкционные продукты отдавали бедным, в дома престарелых и интернаты – 62,7% проголосовавших. 13,7% согласились с тем, что все равно возить запрещенные продукты будут, только все больше денег пойдет мимо «государственной кассы». «Глупой идеей, которая приведет к пустым полкам в магазинах» назвали уничтожение санкционных продуктов 11,8% горожан. Почти 10% проголосовали «за» уничтожение, чтобы «дали наконец-то своим заработать на своих».
А еще люди говорят о том, что полки магазинов вряд ли опустеют, да вот только качественных и прошедших должную проверку продуктов явно поубавится. В то же время есть еще и такое мнение: если запрещенная продукция обнаружена на территории РФ, значит, ввезена она через таможню без всяких проверок. Так что вряд ли это качественный товар.
Елена КИРЕЕВА