17 августа исполняется 100 лет со дня рождения Петра Алексеевича Колесова (1915 — 2004) – профессора, доктора технических наук, главного конструктора Рыбинского конструкторского бюро (1960 — 1984).
Торжественное возложение цветов к могиле Петра Алексеевича состоится в Москве на Перепечинском кладбище. В церемонии примут участие молодые специалисты ОАО «НПО «Сатурн» и ветераны предприятия, работавшие вместе с Петром Алексеевичем.
Генеральный конструктор ОАО «НПО «Сатурн» Юрий Шмотин: «Двадцать четыре года Петр Алексеевич Колесов отвечал за судьбу Рыбинского конструкторского бюро моторостроения. Под его руководством в КБ были разработаны двигатели для первых отечественных: сверхзвукового ракетоносца, сверхзвукового пассажирского самолета, сверхзвукового самолета вертикального взлета и посадки. Каждый из этих двигателей опережал время и был новым шагом в отечественном двигателестроении. И сегодня конструкторская служба компании использует задел, созданный по инициативе, подруководством и при активном участии Петра Алексеевича Колесова».
Петр Алексеевич Колесов родился 17 августа 1915 года в селе Емельяново Калининской области в семье сельского учителя и домохозяйки. Окончил сельскую школу и семилетку в Калинине. В 1931 году он переехал в Москву, где поступил на конструкторские курсы Глававиапрома. Занимаясь на курсах, (в марте 1932 г.) был направлен на работу в ЦИАМ техником-конструктором. С этого времени у семнадцатилетнего Петра Колесова началась более полувековая карьера конструктора.
Работать в ЦИАМе Петру Алексеевичу было чрезвычайно интересно, здесь вот уже два года были сосредоточены талантливые инженерные силы страны в области моторостроения. Позднее из этих кадров вышли генеральные конструкторы: А. А.Микулин, С. К. Туманский, В. А. Добрынин, В. Я. Климов и другие.
Петр Колесов разрабатывал под руководством профессора В. И. Кирсанова топливную аппаратуру для моторов. Он считал профессора своим первым большим учителем, привившим ему интерес к конструкторской и экспериментальной работе.
В ЦИАМе молодой техник-конструктор успешно трудился более трех лет, ощущая необходимость в инженерном образовании. Это привело его в 1935 году на моторный факультет Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе (МАИ).
В годы учебы в институте он продолжал конструкторскую деятельность: участвовал в создании редуктора для вертолета И. П. Братухина, разрабатывал у профессора В. И. Кирсанова на заводе № 33 установки для исследования агрегатов непосредственного впрыска топлива в цилиндры мотора. В период дипломного проектирования работал на кафедре Теории авиационных моторов у профессора А. В. Квасникова. Там он выполнял расчеты системы регулирования поршневого мотора М-250, разрабатывавшегося в КБ-2 МАИ. В марте 1941 года, после окончания МАИ, Колесов был направлен в Воронеж, в опытный отдел моторного завода № 16, где под руководством Добрынина строился М- 250. Там произошла знаменательная встреча двух конструкторов — 46-летнего Владимира Алексеевича Добрынина, уже отмеченного правительственными наградами за мотор, обеспечивший всемирно знаменитые полеты экипажей В. П. Чкалова и М. М. Громова, и 26-летнего Петра Колесова. Добрынин руководил Рыбинским КБ 20 лет, до 1960-го, Колесов — 24 года. До 1960 года было еще долгих 20 лет.
Первые пять лет он работал инженером-конструктором в группе кривошипно-шатунного механизма и картера поршневых моторов. Школа, возглавлявшаяся Добрыниным, всегда была новаторской, устремленной в неизведанное будущее — в этом секрет быстрого роста ее учеников. В 1946 году инженер-конструктор Петр Колесов назначается ведущим конструктором, руководителем группы кривошипно-шатунного механизма и картера — сложнейших узлов поршневого мотора. Когда началась доводка комбинированного поршневого мотора ВД-4К, Колесов стал его ведущим конструктором.
Работа осложнялась применением впервые в мировой практике трех импульсных турбин и турбокомпрессора с регулируемым реактивным соплом, а также короткими сроками, отпущенными на создание уникального мотора. Ситуация обострялась выдачей заданий двум КБ: Рыбинскому и Пермскому. Победитель получал право установки моторов на дальние стратегические бомбардировщики Ту-85. Соревнование было выиграно: единственным поставщиком моторов для самолета Ту-85 осталось Рыбинское КБ. Это была победа и ведущего конструктора Петра Алексеевича Колесова, за что ему была присуждена Государственная премия.
В начале 1952 года в КБ была завершена работа над поршневыми моторами. Был осуществлен переход на принципиально новые реактивные двигатели.
В апреле 1952 года правительство своим постановлением обязало КБ создать турбореактивный двигатель ВД-5 для дозвукового стратегического бомбардировщика КБ В. М. Мясищева. Взлетная тяга задана 13000 кгс, что в полтора раза больше тяги самого мощного в мире отечественного двигателя АМ-3. На всю работу, до предъявления на государственные стендовые испытания, отводился 21 месяц. 9 февраля 1953 года началась
Далее КБ работало над ТРД ВД-7Б, ТРДФ ВД-7М и РД-7М-2, запущенными в серийное производство и принятыми на вооружение ВВС. Петр Алексеевич был ведущим конструктором двигателя ВД-7Б. В 1956 году он возглавил конструкторский отдел, а в 1959-м был назначен заместителем главного конструктора.
В период получения задания по двигателю РД-7М-2 (1960 г.), заказанного для первого отечественного сверхзвукового ракетоносца (1800 км/час), КБ работало под руководством Петра Алексеевича Колесова. За этим двигателем последовали РД36-41 для самолета Т-4 с длительной крейсерской скоростью 3000 км/час, РД36-51А и РД36-51В для первого отечественного сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144Д, РД36-51В — для первого отечественного сверхвысотного самолета М-17 («Стратосфера»), большое семейство подъемных и бустерных двигателей, создававшихся по личной инициативе
Петра Алексеевича и примененных на самолетах П. О. Сухого, А. И. Микояна, А. С. Яковлева, О. К. Антонова, А. К. Константинова. Сочетание качеств, необходимых конструктору и организатору, встречается в одном человеке нечасто. П. А. Колесов ими обладал. Автор 43-х изобретений и ряда научных трудов позволил руководимому им Рыбинскому КБ быть одним из ведущих в отрасли. В 1984 году Петр Алексеевич Колесов вышел на пенсию. И до 1995 года он продолжалработать в должности ведущего конструктора — старшего научного сотрудника.
Деятельность П. А. Колесова отмечена присуждением ему трех Государственных премий СССР (1951, 1971, 1979 гг.), двумя орденами Ленина (1966 и 1971 годы), орденами Октябрьской Революции (1976 год) и Трудового Красного Знамени (1957 год), медалями, знаком «Почетный авиастроитель» (1987 год).
По материалами пресс-службы НПО «Сатурн»