Некоторые отрасли убыточны по определению. То, что убыточно любое печатное СМИ, вам скажет всякий сведущий в этом деле специалист. Отраслевая пресса, модные журналы и единицы федеральных изданий, может, и могут зарабатывать, но не региональные общественно-политические газеты и журналы. В Рыбинске ситуация не уникальная.
Количество закрывшихся газет и журналов смело переваливает за десятку. Без дотаций и помощи со стороны неравнодушных обойтись не получается. Так или иначе, запал рано или поздно проходит, первоначальный капитал заканчивается и очередная газета или журнал закрываются. Некоторые через два месяца, другие через два года, но конец один. Конечно, рекламных газет в Рыбинске много. Они пестрят со своих страниц разномастными предложениями, но вот актуальной городской информации в них совсем немного.
Казалось бы, надо развивать эту сферу, формировать демократическое общество, стимулировать разность мнений, ведь критика всегда на пользу процессу. Но нет грантов, нет дотаций, нет даже равномерного распределения муниципальных заказов по всем пока еще живым городским СМИ. Нет равных конкурентных условий.
Бюджетные средства последовательно тратят только на однажды выбранные кем-то СМИ, а те успешно развиваются и несут слово гражданам. В Рыбинске яркий представитель таких «любимчиков» – газета «Рыбинские известия». Судя по отчетам, дотации городской администрации на это издание составляют 4, 3 миллионов рублей в год, или более 350 тысяч в месяц. Не забывайте, это только прямое финансирование. Сколько газета сама зарабатывает, продавая рекламу и тираж? Хотя зачем в такой ситуации зарабатывать? Зачем считать, если как любое муниципальное предприятие, муниципальная газета привыкла все насущные нужды решать за счет администрации? Можно предположить и такой вариант: мало денег – идет команда, и необходимая сумма под тем или иным предлогом перечисляется из другого МУПа или изыскивается в скудном городском бюджете. Очень удобно, только пиши правильные тексты.
Конечно, читая такую газету, дорогие читатели, вы никогда не увидите критики администрации и объективной картины дня. Со страниц такого издания город выглядит прекрасно. Вот и выходит, что за деньги города и, как не смешно это звучит, за наши с вами деньги нам же «втюхивают» удобную для руководства города точку зрения.
Речи о том, что другие СМИ совсем ничего не видят от муниципалитета, нет. Например, с газетой, которую вы держите в руках, администрация в этом году заключила контракт аж на 60 тысяч рублей. В следующем году, после этой статьи, скорее всего она не получит и эти пять тысяч рублей в месяц. Другой проект редакции – журнал «Форсайт», не найдя поддержки у городских властей, закрылся в 2014 году. В администрации всегда хвалили журнал, но денег – 50 тысяч рублей в месяц, – не дали. Свободная пресса не нужна никому.
Как же быть, спросите вы, дорогие читатели? Как навести порядок и дать шанс не административным СМИ? Способ, конечно, есть.
Все заказы на информационное обслуживание администрации, как это и положено по закону, необходимо проводить через торги. Убыточные – датируемые бюджетом МУПы – это пережиток прошлой системы. Федеральный центр уже ввел все регламентирующие законы, позволяющие вести дела в условиях конкуренции, где побеждают более жизнеспособные, а не выбранные кемто компании. И если бы депутаты настойчивее вели свою политику, не пасуя перед «шантажом» отдельных МУПов – «дайте денег, а то город убирать перестанем», «дайте, а то уволимся», и такое «дай!» до бесконечности, то многие затраты города стали бы историей.
В стране кризис, город едва сводит концы с концами – сейчас самое время начать экономить. Экономить по-настоящему, когда режут по живому, но в результате спасают жизнь. Наверное, сейчас это целесообразно как никогда!
Петр Наумов