Среди картин рыбинских художников в арт-пространстве «Март», буквально на двух столах, уместилась целая мастерская по вышивке. Иголка словно танцует над тканью и создает удивительной красоты узоры. Корреспондент «РН» побеседовал с автором рукотворной красоты, рукодельницей и ведущей мастер-классов Светланой Александровной Грачевой.
– Светлана Александровна, а кто вы по профессии?
– У меня высшее техническое образование. Я работала на приборостроительном заводе инженером-технологом. Специального образования по вышивке у меня нет.
– Скажите, а как правильно называется то, с чем вы связали свою жизнь?
– Я преподаю основы и традиции русской народной вышивки, золотного, бисерного и жемчужного шитья. По характеру узоров, швов и приемов их выполнения народная вышивка очень многообразна. Изучением наследия русской народной вышивки, проработкой и освоением особенностей швов и приемов вышивания, характерных для северных областей России, я и занимаюсь. Очень трудно не полюбить четкую, лаконичную красоту вышивок Архангельской области, выполненных счетными швами, скромную неброскую красоту Ярославской, Ивановской и Вологодской строчки, богатство и сказочно яркую красоту Владимирского верхошва. А многие ли знают жемчужную ласковость белой Мстерской глади и праздничную прозрачность Нижегородского гипюра? Наследие русской традиционной вышивки, оставленное нам многими поколениями народных мастериц, совершенно бесценно и его нельзя забывать.
Другое направление вышивки, которое мне интересно и близко, это – золотное шитье. В старину брали золото и вытягивали его в тоненькую ниточку, наматывая на основу – шелковую нить, чаще красного цвета. Если золото волочили, а потом расплющивали в тонкую узкую полосочку, то получалась «бить», а если нить скручивали в виде спирали, то получалась «канитель». Со временем из-за дорогой стоимости нитей перешли на серебро с позолотой, а в настоящее время используются искусственные металлизированные нити. Золотное шитье так же, как и народная вышивка, имеет множество техник и приемов. Мы больше работаем в технике высокого кованого шва по картону и в технике орнаментального шитья.
– Как давно вы начали заниматься вышивкой? Кто вас учил этому ремеслу?
– Вышивка вошла в мою жизнь с третьего класса школы. Я ходила в кружок вышивки Дворца культуры моторостроителей к талантливому педагогу Нине Ивановне Аладьевой. Она любила и глубоко понимала ручную вышивку. Нина Ивановна очень много сделала для того, чтобы богатейшее наследие русских традиций в вышивке не только сохранилось, но и зазвучало поновому, возродилось в современных вышивках. Тонкий ценитель прекрасного, она щедро делилась с нами своими уникальными знаниями и передала нам свою увлеченность русской народной вышивкой.
Сейчас нет широкой возможности познакомиться с богатым наследием народной вышивки. Люди очень мало знают о видах и особенностях русской народной традиционной вышивки. А ведь этот вид искусства один из древнейших. И до революции все женщины на Руси умели вышивать! Вышивка – это просто бездонный колодец, из которого можно черпать и черпать красоту! Представляете, насколько это интересно?
– Как сложилась ваша жизнь дальше?
– В 1992 году меня пригласили в центр «Молодые таланты» преподавать вышивку. В то время там совместно с городской администрацией реализовывалась программа по обучению детей различным видам декоративно-прикладного искусства и была набрана первая группа из желающих научиться ручной вышивке. Вот с этого и началась моя преподавательская деятельность. И занимаюсь я обучением уже более 20 лет.
Позднее, в 1996 году, меня попросили обучить группу женщин от биржи труда золотному шитью. Летом 1996 года отцом Димитрием при храме Иверской иконы Божьей матери и по благословению правящего тогда архиепископа Михея была создана мастерская Церковной вышивки, где мы создавали и вышивали церковные облачения и предметы церковного обихода. Потом, благодаря Владимиру Денисову, нам выделили помещение, где мы продолжили заниматься обучением и изготовлением вышивок. Мастерская участвовала по своей тематике во многих выставках Москвы и Санкт-Петербурга и имеет дипломы победителей.
– Дорогое ли это удовольствие – золотная вышивка?
– Все зависит от техники и выбранных материалов. Например, если берется вышивка с применением искусственных материалов, то это сравнительно недорого. Вышивка по бархату или парче золотными нитями, натуральным жемчугом и камнями, конечно, выйдет гораздо дороже. Благо, что сейчас все материалы можно купить в специализированных магазинах.
– Какими навыками должен обладать человек, желающий начать вышивать?
– Все зависит только от желания! Конечно, необходимы усидчивость и терпение, но это приходит со временем. Вот почему раньше дочерям с пяти лет прививали любовь к шитью и вышивке? У девочек с раннего детства через рукоделие вырабатывалось не только мастерство, но и смирение и покорность. И уже с этого времени шла подготовка к тому, что она будет женой и мамой. И она сама должна была вышить и сшить себе приданое. А к 16 годам у девочек в сундуках с приданым должны были быть вышиты как минимум сорок полотенец, по десять рубашек для себя и для мужа, а если семья живет в достатке – по сорок рубашек на все обиходные праздники и случаи семейной жизни. И еще много всего.
Из своего опыта скажу, что и сейчас по нынешним детям видно, как вышивка меняет их темперамент, характер. Те, кто не могли усидеть на одном месте, спустя время становятся спокойнее и внимательнее.
– Светлана Александровна, что вы хотите пожелать нашим читателям?
– Я очень хочу, чтобы люди открыли для себя прекрасный мир творчества, научились видеть необычное в обычном. Вдохновляйтесь красотой, образностью и поэтичностью народного искусства и творите руками свои шедевры! Женщинам желаю научиться передавать всю свою любовь, красоту и видение прекрасного в своих вышитых работах.
Ищите и воплощайте прекрасное в интересных работах, ведь руки нам даны для творчества – не оставляйте их без дела.
Беседовала Екатерина Рябова