Домой Общество Рыбинский учитель истории о профессии, системе образования и учениках

Рыбинский учитель истории о профессии, системе образования и учениках

0

 

Шорохов

 

В течение 40 лет, с незначительными перерывами, он преподает историю и обществознание в средней школе № 17. Этот человек верен однажды выбранной профессии, в микрорайоне Волжский его знают многие. На вопрос: «Есть ли среди бывших учеников люди, которые стали вашими друзьями?» учитель отвечает улыбкой: «Найдется у вас часа два свободного времени? Сейчас я буду всех перечислять». Оказывается, только в родной школе можно насчитать с десяток людей, которые, оставив в прошлом ученический статус, стали коллегами опытного педагога. О профессии, системе образования и учениках мы беседуем с учителем Виктором Владимировичем Шороховым.

 

 

– Виктор Владимирович, история – предмет, тесно зависящий от социальной и политической канвы, в которой преподается. Как учителю в школе адаптироваться к изменениям в оценках исторических фактов?

– Давать поменьше оценок. А когда от мнений о том или ином событии не уйти, стараться дать несколько точек зрения. Ведь в связи с политическими переменами меняется оценка произошедшего, как наука история субъективна. А как исторический процесс – объективна, факты всегда остаются фактами. Возможно, я консервативен в своем мнении, но считаю такой подход к преподаванию предмета оправданным.

– Всегда ли удается избегать оценивания, сохранять беспристрастность?

– Повторюсь: плохой ли, хороший – исторический факт был. Оценивать его все равно что оценивать ребенка, который не виноват, если его недовоспитали. Здесь основная трудность не в этом. Сложнее бывает, когда существует несколько мнений о событии: собственное, другое и официальное. Ученик может знать все точки зрения, а в бланке ЕГЭ должен выбрать клеточку ответа, соответствующую официальной версии. На сегодня для собственных рассуждений у экзаменуемого осталось совсем немного возможностей.

– Но ведь так было всегда – школьные рамки существовали и в 70­-е, и в 80-­е годы. За столько лет работы вам, наверное, случалось и не разделять некоторые официальные взгляды?

– Согласен. Школьная система, образование вообще – это государственный заказ. Он всегда был и меняется в зависимости от социального и политического строя, от идеологии. С тем, что сейчас происходит в среднем образовании, согласиться сложно, его в очередной раз ломают. Но надо отметить, что школа – очень инертная система, она обладает большой устойчивостью. Поэтому и держится, несмотря на некоторые неоправданные решения.

Неверные шаги в отношении образования случались и раньше, но в советское время неправильные решения очень быстро отменялись. У власти стояли не такие простаки, какими их показывают в кино.

– Ох уж эти современные «исторические» фильмы…

– Современные школьники черпают знания из сериалов, а кинематографисты часто стремятся упростить экранные образы. Там если враги, то глупые, если управленцы, то непрофессиональные. Приходится объяснять детям, доказывать, что создать и управлять Третьим рейхом, например, глупец не мог. В нашей стране огромнейшие заводы возглавляли профессионалы.

Нельзя сказать, что на детей влияет только кино. Раньше, объясняя новейшую историю, мне не надо было им объяснять, кто такие пионеры­-герои, неуловимые мстители, комсомольцы. Это они знали и без учебников. Знания воспринимались сами собой, их давал социум. Дети воспитывались в этой живой среде, и общество давало своим подрастающим членам то, что считало нужным. Сейчас этого нет в обществе, нет идеалов и у детей.

– Сегодня много говорят о патриотизме, о том, что он призван занять прочное место в системе идеалов молодежи. Вы считаете, этого пока не случилось?

– От педагогов требуют воспитания патриотизма у детей. Но патриотизм не воспитывается и не прививается извне. Он впитывается вместе со всем образом жизни людей. Что толку требовать с педагогов планы патриотической работы, если в семье об этом нет речи?

Раньше дети видели, что их родители каждый день ходят на работу, государственные праздники отмечают как собственные. Сейчас этого нет, и воспитательный процесс нарушен – из него во многом исчезает образ родителя, который является центральным звеном воспитания.

– Виктор Владимирович, расскажите, как за 40 лет изменились ученики?

– Считается, что современные школьники получают много знаний вне школы – к ним поступает масса информации, есть интернет, быстрый доступ к новостям. Но информации много, а ее понимания – мало. Массив информации нуждается в объяснении, а с ребятами попросту поговорить некогда. Больше всего, на мой взгляд, детям сейчас не хватает простого человеческого отношения. И учителей нельзя упрекать в дефиците внимания к ученику. Если раньше после уроков у учителя оставалось время на внеурочную работу, беседы с ребятами, то теперь оно занято написанием планов и отчетов, оформлением документации, заполнением электронного дневника, подготовкой к ЕГЭ. Да и уровень знаний, которые сейчас дают в школе, выше прежнего институтского. Что касается изменений в детях, то когда находишься с ними рядом постоянно, изменения малозаметны. Дети всегда остаются детьми.

***

Личный профиль Виктора Владимировича в социальной сети изобилует фотографиями сценок из школьной жизни: в классе, колхозе, походе, на сцене, во дворе. Фотографии черно­-белые и цветные, любительские и постановочные, с советскими пионерами и повзрослевшими ими же. Постоянное окружение из учеников – лучшее свидетельство того, что темы и время для разговоров с учениками он все­-таки находит. А галерея школьных образов, бережно хранимая учителем истории в фотоальбоме, – лучшее свидетельство того, как прочно могут порой сплестись исторические события и личная их оценка.

Беседовала Надежда Лазарева

 

Предыдущая статьяИзвестны названия стадионов на которых пройдут матчи Чемпионата мира по футболу в 2018 году
Следующая статьяЗрители впервые смогут посетить выставку, посвященную Борису Годунову

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.