В третье воскресенье октября в России отметили День работников дорожного хозяйства. Строители автомагистралей и мостов и те, кто круглый год обеспечивает их содержание и эксплуатацию, в этот день заслуженно получают поздравления. Присоединяется к ним и наша газета.
Закон дороги простой
Герой нашей статьи пожелал остаться неизвестным. Он уже и сам забыл, какая дорога в Рыбинске была для него первой. Его рассказ – о себе, о таких же, как он, строителях-дорожниках и об этой нелегкой работе.
Первыми на место будущей трассы приходят геодезисты: делают изыскания, если дорога строится впервые, или съемку, если дорога уже есть. Затем составляют проект, сметную документацию, проводят согласования. После этого начинается стройка. На место приходит бульдозер, снимает верхний слой грунта или старый слой асфальта, если предстоит менять покрытие. Где необходимо, строители устраивают водоотводы, укладывают огромные трубы, чтобы через них проложил себе путь лесной ручей. Затем укладывают песок, щебень, асфальт. И наконец устанавливают бордюры, дорожные знаки, наносят разметку. В двух словах все выглядит очень просто, и километры дорог, которые строил всю жизнь, умещаются в немногословных воспоминаниях пожилого человека.
Сырая палатка и почты не жди…
Он начал осваивать профессию дорожника еще в техникуме – друг уговорил устроиться на летние каникулы в отряды изыскателей на подработку. Там они и научились работать с приборами и инструментами, узнали, с чего начинается она – дорога.
Ждать не приходилось не только почты, иногда до лагеря дорожников не могли добраться машины с провизией. В тайге, где первопроходцами были геологи и геодезисты, дороге и технике еще только предстояло появиться. И не было в те далекие годы ни мобильных телефонов, ни МЧС с вертолетами. А запасы… Рассчитывать приходилось только на то, что в рюкзаке унесешь да из реки выловишь. «Если на завтрак рыба – меня не будите…», – шутили изыскатели.
Начиналась дорога с трассировки.
– Прорубали просеку, через каждые 100 метров колышками и пикетажной лентой отмечали трассу.
– Так если просеку рубили – с вами и техника должна была идти?
– Технике по тайге не пройти, просеку топором прорубали.
– А как же знаменитая бензопила «Дружба»?
– А на чем тащить ее, эту «Дружбу» – на спине? Да еще бензин для нее… Нет, с топориком проще. Просека ведь неширокая нужна, примерно метр – самим пройти и инструмент установить.
С помощью приборов делали съемку, отмечали переломы местности, углы, повороты… Затем геодезисты эту информацию обрабатывали и отдавали проектировщикам, чтобы однажды четкие линии чертежа превратились в ровную автомагистраль.
Вот так, взяв начало у таежной просеки, пролегла дорога через всю страну и привела героя нашего рассказа в Рыбинск.
Забота у нас такая
В нашем городе бывший изыскатель устроился работать в СпецДор, его сразу приняли мастером. Обучиться профессии дорожников можно было в то время только в Костроме. Но в реальности многие получали специальность прямо «на дороге». Для новичков проводили курсы и от теории сразу переходили к практике.
Какие дороги в Рыбинске строил? Да разве теперь вспомнишь, многие участки делали и не по одному разу. Например проспект Ленина.
– Вот этот участок проспекта, начиная от Соборной, последний раз мы делали примерно лет 10 назад. До сих пор состояние хорошее.
– А от чего образуются трещины на асфальтовом покрытии?
– Из-за плохого основания – там старая булыжная мостовая. Чтобы ее переделать, надо весь проспект закрывать, менять и основание, и покрытие.
Строительство дорог проводят в теплое время года, летом, а зимой у дорожников заботы другие.
Главная из них – очистка снега и в городе, и на междугородных трассах. Вы когда-нибудь задумывались, выезжая зимним утром на шоссе Рыбинск-Ярославль, что ночью на морозе тут трудились люди, расчищая снег? В те далекие годы, когда герой нашей статьи работал в РУМСРе, расписание зимой было очень неудобным: приходилось идти на работу к трем часам ночи и работать до трех часов дня или наоборот.
К работе подходили ответственно: посыпая шоссе смесью песка и соли, расчищали дороги круглые сутки. Песчаная смесь на полотне держится плохо: проехала машина, и песок как ветром сдуло. Это значит, что на трассу опять нужно выходить машине с песчаной смесью.
Чтобы расчистить снег, по шоссе в три ряда идут КДМ – комбинированные дорожные машины или, если техники не хватает, машина делает круг, возвращается и снова чистит. За ними следует грейдер, отгребает валы снега к обочине. Если снег намерз, то его поливают «рассолом», а когда образуется снежная каша, с ней справляются КДМ-ки.
Что нам снег, что нам зной…
Работают дорожники при любой погоде: летом асфальт приходится укладывать в жару, но и дождь – не повод прекращать работу.
Едем с собеседником по Рыбинску и Рыбинскому району и вспоминаем, сколько лет назад строились наши дороги. Большинство из них служат 10, 15 лет, а состояние у многих хорошее, его хватит еще надолго. Например, трассу от микрорайона Волжский и далее через ГЭС делали в 2000-2001 годах. Строили ее осенью, холодно уже было, с неба то дождь, то снег. Асфальт с завода везли примерно за 20 километров, а чтобы не остыл – укрывали брезентом. Так что погода строительству не помеха…
Вспоминаем многочисленную критику. Вот, мол, асфальт в дождь укладывают, тратят бюджетные деньги на дорогу, которая быстро развалится:
– Да не развалится, пять гарантийных лет простоит. Температура асфальта во время укладки 150 градусов. Дождь, попав в такое пекло, тут же испарится. К тому же горячий асфальт и сам по себе содержит влагу. Так что укладка в дождь не помешает дороге простоять столько, сколько планировали. Конечно, если строит проверенная фирма.
Еще один нюанс, не позволяющий прерывать работу в дождливую погоду: асфальтовый завод работает без остановок, и машин с асфальтом не одна, а, например, десять могут выехать. И направляются они на разные объекты. Если в одном месте идет дождь – не выбрасывать же этот асфальт, кто ж его оплачивать будет?
Перед тем как асфальт положить, подготовленное основание заливают битумом. Попробуйте пройти по горячему битуму и через несколько шагов останетесь без ботинок. Вот так же и асфальт намертво прикипает к нему. Причем погодные условия на этот процесс влияют несильно. Понятно, что в проливной дождь асфальт не укладывают, но если дождь небольшой, то лужи сначала зачищают щетками и только после этого укладывают дорожное покрытие.
Гарантия на него – примерно пять лет. Именно таков гарантийный срок службы битума. Являясь связующим компонентом, он постепенно испаряется и теряет свои свойства. Тогда-то и появляются трещины в асфальте.
Ямочный ремонт на дорогах тоже ругают. А между тем, если денег на ремонт дорог нет, то это и для города, и для владельцев машин самый оптимальный вариант.
Так, беседуя, продолжаем путь по Рыбинску. Интересуюсь у собеседника, отчего лужи образуются именно там, где надо переходить дорогу, почему так быстро крошится тротуарная плитка, а пешеходные «зебры» скользят во время дождя. Обсуждаем и другие дорожные проблемы.
Будем надеяться, что кто-то из рыбинских мальчишек лет эдак через 10-15 решит их, выбрав своей профессией дорогу. А мы пожелаем им доброго пути.
Мария Медведева