По несколько миллионов рублей придется ежегодно выкладывать основным рыбинским транспортным предприятиям – ОАО «Рыбинскэлектротранс» и ПАТП-1 – в связи с переходом на оплату проезда электронными картами. «Наличку» в салоне автобуса и троллейбуса для льготников полностью исключат.
Транспортные карты, проезд по которым для льготников нашего региона станет обязательным уже с 1 января 2016 года, несут в себе и другую проблему. Соглашение, по которому транспортным предприятиям будут компенсироваться затраты, предполагает возмещение этих расходов с отсрочкой в несколько месяцев. В результате не имеющие бюджетных дотаций транспортные предприятия Рыбинска уже в ближайшие месяцы могут вылететь в трубу: товарные кредиты для них – непосильная ноша.
Старые правила
До настоящего времени в Рыбинске и Ярославле пенсионеры и ветераны имеют возможность льготного проезда как по транспортной карте, так и за наличный расчет. При проезде за наличные пенсионер платит в троллейбусе 8 рублей вместо 16, получая взамен разовый проездной билет. При оплате по электронной карте льготник пополняет ее, как обычный мобильный телефон. В этом случае оплата проезда в общественном транспорте списывается у кондуктора через специальный прибор – валидатор. Для привлечения льготников к этой форме оплаты в том же троллейбусе с самого начала списывали на рубль меньше – 7 рублей вместо 8. Указанная схема действует с 2011 года. Тем не менее, до сих пор в рыбинских троллейбусах оплата через электронную карту совершается лишь при 20 поездках из 100. В 80% случаев жители Рыбинска, имеющие право на льготный проезд, предпочитают приобретать разовые билеты за наличные.
С 1 января 2016 года постановлением правительства Ярославской области действующий порядок должен измениться. Чтобы человек получил заслуженную льготу, уже с начала года он должен пользоваться исключительно транспортной картой. Только в этом случае будет списываться 50% тарифа. Если имеющий право на льготу карту не приобретет, ему придется ездить за наличные деньги, оплачивая проезд по полному тарифу, то есть в троллейбусе за 16 рублей, в автобусе – за 18.
– Схема оплаты с участием электронных транспортных карт действует в Ярославской области с 2011 года, – рассказал нашему корреспонденту генеральный директор ОАО «Рыбинскэлектротранс» Владимир Матросов. – Все началось с того, как некое ООО «Регион Кардс», дочерняя компания «Золотой короны», выиграла на территории Ярославской области конкурс. С этого времени данная фирма стала обслуживать транспортные карты как в Ярославле, так и в Рыбинске. «Рыбинскэлектротранс» и другие перевозчики подписали с ней договор. «Регион Кардс» предоставило транспортникам в безвозмездное пользование валидаторы и программное обеспечение, за что транспортные предприятия платят этому обществу 7% от сумм, проходящих через транспортные карты в качестве оплаты проезда.
Кому платить за нововведения
Как рассказал Владимир Матросов, в рамках обозначенных 7%, согласно сложившейся практике, за услуги «Регион Кардс» «Рыбинскэлектротранс» в год платит порядка 900 тысяч рублей. Автобусное ПАТП-1 – около 1 миллиона 200 тысяч. Тот же процент платят и ярославские предприятия. До сих пор с оплатой по транспортным картам совершалась каждая пятая поездка. Теперь, после отмены льготы при оплате за наличные, через транспортные карты дополнительно будет оплачиваться еще до 70% льготных поездок. Ожидается, что оплата по карте будет производиться в 90% случаев. В этих условиях областное правительство решило отказаться от сотрудничества с ООО «Регион Кардс». Без всякого конкурса правительством региона был утвержден другой оператор, который будет работать по транспортным картам на территории региона. Это ГБУ ЯО «Яроблтранском». В договоре, предложенном транспортным предприятиям этой компанией, в графе «сумма вознаграждения» обозначена цифра 7,5%. Однако этот процент уже будет взиматься не с каждой пятой поездки, как раньше, а с 9 поездок из 10.
– Спрашивается, где нам взять эти деньги? – задает резонный вопрос Владимир Матросов. – Если раньше ОАО «Рыбинскэлектротранс» платило за обслуживание транспортных карт 900 тысяч рублей в год, то теперь придется платить минимум 3,54 миллиона. Точно в такую же ситуацию попадет и автобусное ПАТП-1. Тариф на поездки был утвержден еще в 2014 году. Дополнительные миллионы, которые с нас теперь требуют, в тарифе не заложены. Не получим мы этих денег и за счет бюджетного финансирования. Если в Ярославле в бюджете муниципалитета предполагается поддержка крупных транспортных предприятий города в размере 400 миллионов в год, то в Рыбинске поддержка транспортникам от города равна нулю.
Как пояснил Владимир Матросов, представители областного транспортного агентства пообещали выкупить валидаторы, которыми транспортные предприятия области пользуются с 2011 года.
– Их изымут, потом эти же валидаторы чисто по бумаге вернутся к нам, но уже в связи с договором с «Яроблтранскомом», – негодует Владимир Матросов. – Мы их уже ремонтируем за свой счет, так как они рассчитаны на два года эксплуатации. При этом ремонт обходится в копеечку – до 4 тысяч рублей за штуку. А самих приборов на предприятии 80.
Столкнувшись с проблемой, «Рыбинскэлектротранс» направило в «Яроблтранском» протокол разногласий, в котором отмечено, что договор на таких условиях транспортное предприятие подписать не может, так как для этого нет средств. Если договор не подпишут, то с 1 января в рыбинских троллейбусах транспортные карты приниматься не будут. Получится серьезнейший скандал, о перспективе которого уже извещены областные депутаты от Рыбинска. Как обещал Владимир Матросов, соответствующие письма будут направлены губернатору, в профсоюзную организацию транспортников в Москву, в городское объединение предпринимателей.
– Сама функция социального обеспечения населения возложена на областное правительство, – констатирует генеральный директор «Рыбинскэлектротранс». – И если оно выступает с какой-то инициативой, то средства на ее реализацию должны быть заложены в самом проекте. То есть надо запланировать деньги либо на содержание «Яроблтранскома», либо предоставить соответствующие дотации транспортным предприятиям.
Хитрые правила, или Кого назначат крайним
Еще одну проблему для рыбинских транспортников принес документ, получивший название «Порядок предоставления субсидий хозяйствующим субъектам…». Он принят на уровне правительства области 15 сентября текущего года. Прежде возмещение 50-процентной льготы, предоставленной транспортниками пенсионерам и ветеранам, со стороны транспортного агентства Ярославской области возмещалось без особых замедлений. Теперь, согласно новому «Порядку», компенсация будет перечисляться в течение трех месяцев после окончания отчетного периода. И только в том случае, если обозначенная в документах сумма будет выделена областным департаментом финансов. То есть в случае непоступления средств агентство транспорта даже не будет нести никакой ответственности. Как отметил директор ОАО «Рыбинскэлектротранс» Владимир Матросов, даже с претензией обращаться будет не к кому!
– В этом же документе, – особенно подчеркнул Владимир Александрович, – прописано, что субсидия будет выделяться лишь в том случае, если мы дадим свое согласие на проверку кондукторов. То есть, прежде чем посредством валидатора списать оплату с карты, кондуктор, согласно указанным правилам, обязан спросить у пассажира паспорт. В ОАО «Рыбинскэлектротранс» работают 140 кондукторов. Если хотя бы один из них перед списанием денег на проезд не удостоверится в личности пассажира, сверившись с его паспортом, это станет серьезнейшим нарушением. Если хотя бы один такой факт будет выявлен проверкой, в отношении ОАО «Рыбинскэлектротранс» может быть наложен разовый штраф в сумме 270 тысяч рублей!
– Так или иначе, для Рыбинска все эти нововведения сродни удавке, – закончил свой рассказ Владимир Матросов. – И удавка эта распространяется на весь основной транспорт города: и на «Рыбинскэлектротранс», и на ПАТП-1. В этих условиях вопрос, будем мы дальше работать или нет, становится для нас вопросом жизни и смерти!
Иван ТЕПЛОВ
P.S. С нами связался генеральный директор ОАО «Рыбинскэлектротранс» Владимир Матросов. Он сообщил, что в конце рабочего дня в понедельник в администрации города состоялось совещание, на котором перевозчики и чиновники обсудили сложившуюся ситуацию и пришли к неким договоренностям. Не желая делать горожан заложниками создавшегося положения, транспортники будут принимать новые платежные документы, а администрация в рабочем порядке приложит максимум усилий для урегулирования этого вопроса в вышестоящих профильных структурах с тем, чтобы помочь перевозчикам справиться с возникшей проблемой.
А ведь в Рыбинске есть еще и ПАТП 3, (№№107 и т.п.) которое и сегодня не принимает плату по льготным картам при движении по городу, а здесь как будет? Кто нибудь думал об этом? И вообще, получается. что льготник, пенсионер, не имея кары не сможет за пол цены проехать, это как?, ведь это нарушение закона, нарушение прав человека, гарантированных законами РФ!? ЧУДЕСА!? и только!?
И сколько же можно издеваться над пенсионерами, инвалидами. Опять таскать все документы с собой. Для меня лучше заплатить кондуктору. И многие того- же мнения. И кондуктора работают с выручки. И так зарплата у них не ахти, да еще и работа не подарок, с алкашами воевать. Представьте на сколько уменьшится зарплата. Нашим областным правителям больше делать нечего, как глумиться над транспортниками. Лучше бы занялись состоянием дорог в городе. ПАТП — 1 довели до ручки. Троллейбусы совсем убитые, страшно в них входить.
А что это за ГБУ ЯО «Яроблтранском» — по моему, какая-то искусственно созданная структура , ещё один лишний посредник , оплачиваемый потребителем…
Всё верно, ЯрОблТрансКом и прочие — это дополнительный налог на транспортные предприятия. То, что человек, имеющий право на льготы, не может воспользоваться льготой и расплатиться наличными рублями (официальная валюта РФ) — это нонсенс!