Что ждать Рыбинску и одноименному району от бюджета области на 2016 год? Чтобы обсудить основные проблемы, возникающие при работе с региональным бюджетом, наш корреспондент встретился с членом комитета по бюджету, налогам и финансам Ярославской областной Думы, депутатом от Рыбинска Евгением Ершовым.
– Евгений Георгиевич, областная Дума приступила к работе над бюджетом — 2016. Как можно охарактеризовать внесенный правительством области проект, что от него ждать нашему городу?
– Хвалить особо нечего. Проект бюджета, подготовленный правительством, можно смело назвать нулевым. Вроде и доходы растут. Налицо увеличение товарооборота. В связи с импортозамещением худо-бедно, но предприятия стали лучше обеспечиваться средствами. Однако в то же время по доходам область села на иглу нескольких предприятий, на которые импортозамещение не влияет. Это пивзавод «Балтика», ликероводочный завод, НПЗ и т.д. Мы меньше стали получать от Федерации, потому что и там есть бюджетные проблемы. Нас заверяют, что помощь из центра будет, но рассчитывать на нее не приходится. В результате мы наблюдаем снижение доходной части, и бюджет — 2016 сегодня максимально сжат по расходам.
Конкретный пример: в поселке Песочное в остановленном фарфоровом заводе есть котельная, которая только на 20% своей мощности обслуживает поселок. Сети тоже огромные. Промышленную котельную надо закрывать, надо строить комплексную газовую котельную в середине поселка. Все понимают, что это выгодно, что надо экономить. Но денег на ЖКХ в областном бюджете нет! Мы видим, насколько резко сокращаются затраты по содержанию учреждений образования и медицины. Хотя очевидно, что нужны деньги и на ремонт, и на обслуживание школ и больниц. Но по этим статьям в предложенном проекте бюджета тоже обрезано под ноль. Финансирование оставили только на коммунальные услуги. И за что ни возьмись, везде проблемы. 2016 год будет проблемным со всех сторон. При этом нас убеждают, что надо принять бюджет таким, каким его внесло правительство области. Требуют, чтобы принимали как есть, без поправок. Уверен, рыбинским депутатам придется серьезно отстаивать те просьбы, с которыми город и его жители будут к нам обращаться.
– Какие этапы в принятии бюджета — 2016 предстоит пройти?
– Проект бюджета внесен на рассмотрение Думы в октябре. На данном этапе, согласно процедуре, будут утверждаться только цифры доходов и расходов, дефицит бюджета и затраты по государственному долгу. То есть определены рамки бюджета. Во время второго чтения могут вноситься поправки. На этот этап уйдет весь ноябрь.
Мы требуем, чтобы поправки были. Иначе муниципальные образования без областных денег превратятся лишь в конторы по выдаче зарплат чиновникам. Когда нет развития, наступает стагнация. Когда в таком городе, как Рыбинск, все остановится, мы все это почувствуем. Это скажется и на дорогах, и на транспорте, и на ЖКХ. Областные средства нужны городу хотя бы на поддержку, чтобы не двинуться назад. Этим мы сейчас и занимаемся.
– Вы говорите «мы», значит ли это, что интересы Рыбинска удается отстаивать сообща?
– В работе над бюджетом депутаты формируют рабочие группы, группы по интересам. Есть такая группа и у областных депутатов из Рыбинска. Мы оцениваем рыбинские проблемы, которые можно решить только с помощью средств региона. Понимаем, что бюджет нашего города только на 50% состоит из собственных доходов. Мы Богу молимся, чтобы НПО «Сатурн» развивалось. И кабельный, и РЗП, и «Луч», и «Вымпел». Чтобы люди и зарплату получали. И чтобы местные налоги платили. Понимаем, что 50% своих средств – это ничто. Что надо остальные деньги привлекать из областного бюджета. Они нужны на благоустройство, строительство, дороги. Все это будет зависеть от областного бюджета. Я даже не говорю про долги города, по которым мы должны рассчитываться.
– Сколько депутатов представляют сейчас Рыбинск в областной Думе?
– Четыре округа – это 8 депутатов. Плюс один, прошедший по партийным спискам. Итого 9 человек.
– Насколько эффективно эта связка работает? Могут ли эти люди лоббировать в областной Думе интересы своего города?
– Когда у депутатов налажено взаимопонимание, результаты всегда есть. Нас не особенно любят в Ярославской Думе, потому что мы умудряемся выдавливать деньги в интересах своего города. Но есть различные силы, которые влияют на сплоченность рыбинских депутатов. Говорю, не лукавя. Проблемы связаны с управлением городом. Постановка задачи должна быть отсюда. Но, кроме постановки задач, должен быть сплоченный коллектив, состоящий из администрации города и группы областных депутатов. Мы должны идти вместе. Один строит конструктивный диалог с губернатором, другой – с областной Думой и так далее. Решать вопросы надо сообща. Влияют на процесс и партии. Основной партии Ярославской области не интересен сплоченный коллектив рыбинских депутатов. Это мое личное мнение. Сплоченность подразумевает жесткое планомерное движение к цели. Когда есть разобщенность, проще все разваливать. Пример – школа на Тракторной. Мы аргументировали, с нами соглашались. На словах подтверждали, что строить надо. Пошли с этим вопросом в Думу. Начиная с правительства Ярославской области и заканчивая депутатами от фракции «Единая Россия», нас все заверили: «Вы только сейчас потерпите, денег на второе полугодие обязательно дадим». В результате все обещания обернулись нулем. Обещают, но школы на Тракторной нет даже в перспективе. Чтобы в областной Думе увидели необходимость строительства этой школы, требуются самые жесткие требования с нашей стороны.
Я считаю, на сегодняшний день в сплоченности рыбинских депутатов есть пробелы. Однако, я уверен, сплоченность жителей Рыбинска заставит в результате объединиться и группу избранных от города депутатов.
– Каковы приоритеты? Какие цели в отстаивании интересов города рыбинские депутаты ставят прежде всего?
– Среди наших приоритетов благоустройство дворовых территорий и улиц. Дорожный фонд для Рыбинска должен быть увеличен. Дальше – ЖКХ. У нас единственное предприятие «Теплоэнерго» сумело сохранить нормальные отношения с «Газпромом». Оно заключило с ним мировое соглашение. Все остальные рухнули. Но «Теплоэнерго» все же надо помогать. И развитию сетей, и котельного хозяйства, и взаимоотношению с НПО «Сатурн», где котельная тоже работает на город. Все это требует вложения средств. Мы считаем, что нужно дальше продолжать капремонт школ. У нас школы не приспособлены для нормального обучения, обеспечения энергосбережения, занятий физической культурой. Это надо решать. Если по больницам мы худо-бедно в предыдущие годы сумели сделать капитальные ремонты, то на развитие техническое, в медицинское оборудование нужно еще вкладывать. Я уже не говорю про детские сады, которые однозначно надо развивать. Куда ни коснись, у нас везде проблемы, которыми надо заниматься. Однако если всерьез отслеживать проблемы, если над их решением работать, координируя усилия администрации, местных и областных депутатов, то получается хороший результат.
– Около полутора месяцев назад губернатор отчитался, что наша область признана одним из 20 регионов страны с наиболее эффективным управлением финансами…
– Когда нет финансов, очень легко управлять. Когда у тебя один рубль, возникает вопрос, как управлять, чтобы хватило всем. И появляются различные соглашения, которые губернатор и департамент финансов спускают муниципальным образованиям. В них пишут: в своем бюджете не планируйте новостроек, развития, дорог, повышение зарплат… Тогда мы вам дадим дотации и т.д. И это не рекомендация, а жесткое требование. Если соглашение не будет подписано, тогда вообще ничего не дадут, оставят муниципалитеты при собственных интересах. Это и пытаются выдать за эффективное управление финансами. Лучше бы вступили с муниципалитетами в диалог. Взяли бы на финансирование три-четыре школы. Поехали бы, наконец, в Москву выбивать средства в то же Министерство образования или Минстрой, например, для нашей школы на Тракторной. Вместо этого «эффективные управленцы» спускают нам требования, мол, ничего строить нельзя, кредиты брать нельзя, потому что иначе и на зарплату денег не дадим!
– Сергей Николаевич Ястребов родился и вырос в Рыбинске. Здесь начинал свою карьеру, которая привела его в кресло губернатора. Чувствуется ли отеческая забота от земляка?
– Чувствуется только на словах, когда вслух вспоминает, что здесь жил. На деле реальной помощи не ощущается. Например, приезжал в один из последних раз. Как раз поднималась тема стадиона «Взлет». Директор торгового центра хочет там стоянку сделать. Другой, который «Взлет» строил, отстаивает свое мнение. Как мне передали, губернатор ответил, мол, «…вы здесь рыбинские сами разбирайтесь!» Просто ушел от темы. Но это частный вопрос. Куда пагубнее сказываются общие направления политики. Так, на муниципальные образования в области в последнее время выделяется все меньше денег. Все больше средств уходит на структуры областного подчинения. Это и есть так называемое «эффективное управление финансами», когда все деньги идут через конкретных людей. Зачем? Об этом стоит задуматься…
Беседовал Иван ТЕПЛОВ