За три десятилетия службы генералу Александру Косушкину где только не довелось служить. Побывал он и в Забайкалье, охранял покой родной страны в составе группы советских войск в Германии, с оружием в руках защищал интересы Родины в далеком Таджикистане. А начиналось все в деревеньке Оленинское, на самой окраине Рыбинска, где Александр Косушкин родился и вырос.
Счастливое детство
С точки зрения политической географии деревенька Оленинское – место необычное. Административно она входит в состав Рыбинского района. Зато находится внутри городской кольцевой дороги, по пути в микрорайон Копаево, в нескольких сотнях метров от старого здания 11-й школы.
Открылась школа в 1937 году. Именно ее перед войной заканчивал будущий заместитель командующего Московским военным округом генерал-лейтенант Николай Неелов. Здесь же уже после войны учился и будущий генерал-майор Александр Косушкин.
Родился он в 1956 году. Детство будущего генерала прошло в Оленинском, на берегу маленькой речушки Уткашь, впадающей в Волгу в городской черте Рыбинска. Летом много времени проводили на речке. Купались на котловане у железнодорожного моста. Чтобы в речке был высокий уровень воды, каждое лето ниже по течению на ней устраивали запруду из камней и дерна. Когда стали постарше, стали ходить купаться на карьеры, что неподалеку, за железнодорожной линией, соединяющей город с копаевскими предприятиями.
А мог бы и Ленина охранять
Летом после 9-го класса все ребята с Оленинского повадились разгружать вагоны на овощебазе, что находилась у Кировского поселка. Тогда же Александр получил свою первую зарплату – 25 рублей. Деньги отдал бабушке.
Поступив после школы в РАТИ на вечернее отделение, Александр Косушкин вскоре понял, что специальность «Технология обработки металлов давлением» не для него. Поскольку учился на вечернем, работал слесарем-сборщиком на моторостроительном заводе. Потом пришла повестка в военкомат, где Александру торжественно объявили, что он зачислен для отправки в команду 1 «А». Когда на работе у начальника стали расспрашивать об Александре, он понял, что поедет служить в какие-то интересные войска. Оказалось, эта команда предназначалась для подразделения охраны Кремля. Как потом выяснилось, в военкомате отбирали по росту, а наш герой выше 185 сантиметров. Но стоять у Мавзолея в почетном карауле ему не пришлось. В день контрольной явки в военкомат возникло досадное недоразумение, в результате которого из команды 1 «А» Александра убрали и отправили служить в войска ПВО.
На страже балтийского неба
В ноябре 1974 года Александра Косушкина и еще нескольких земляков отправили в Саратов, в школу младших авиационных специалистов ВВС. Там прошли самые суровые месяцы его срочной службы. Все усугублялось спартанскими условиями службы в «учебке». Кормили плохо, физические и психологические нагрузки были очень высокими. Прослужив в Саратове шесть месяцев, Александр получил квалификацию «Радиотелеграфист 3 класса». После этого вместе с другими выпускниками с аэродрома в городе Энгельсе его отправили в группу советских войск в Германии.
Служил на севере ГДР, в городке Рыбниц-Дамгартен, в 21-й Свирской истребительной авиационной дивизии ПВО. Входил в состав боевого расчета, который следил за реальной воздушной обстановкой над акваторией Балтийского моря и над территорией прилегающих к ней европейских стран. В самом разгаре была холодная война. Провокации были нередки. Когда в воздухе со стороны сил НАТО появлялась цель, следовавшая опасным курсом, в течение 23 минут в воздух поднимался истребитель МИ-Г21 с полным боекомплектом. А иногда и два. В эти минуты расчет, в который входил и Александр Косушкин, действовал как единый механизм.
– В голове в такие минуты наступала какая-то поразительная ясность и сосредоточенность. Дух захватывало от одной мысли, что сейчас может произойти, – вспоминает Александр Викторович. – Как правило, все эти провокации заканчивались тем, что нарушитель в последние секунды сворачивал назад, а наш истребитель благополучно возвращался на аэродром.
Работа в расчете ПВО воспитала ответственность. И молодой рыбинец, что называется, почувствовал вкус к воинской профессии. Отслужив в Германии почти год, за успехи на службе в апреле 1976 года Александр Косушкин получил отпуск на десять суток на малую родину. Он повзрослел и в гражданской жизни себя уже не представлял, твердо решив поступать в военное училище.
Отеческая забота
Немалую роль в его поступлении в военное училище сыграло и то обстоятельство, что сразу после его отпуска повидаться с родными и близкими в родной Рыбинск приехал близкий друг его дяди, погибшего на фронте Владимира Калошина, генерал Николай Неелов. В то время Николай Алексеевич занимал должность заместителя командующего войсками Московского военного округа. В ходе своей поездки на малую родину заехал Николай Неелов и в деревеньку Оленинское повидаться с бабушкой Александра Косушкина Екатериной Александровной, которая в детстве сделала немало добрых дел для будущего генерала и лучшего друга ее сына Володи. В разговоре с генералом бабушка рассказала о мечтах внука. Рассказала про неудавшуюся учебу в институте. Николай Алексеевич тут же дал бабушке совет. Суть его была проста: Александру генерал посоветовал поступать в Московское высшее общевойсковое командное училище имени Верховного Совета РСФСР. Училище это незадолго до исторического разговора Неелов возглавлял. Оно же входило в его подчинение, и когда он пребывал в должности заместителя командующего Московским военным округом. Как вспоминает сам Александр Косушкин, совет авторитетного генерала в принципе совпадал с его желаниями. Однако, реально оценивая свои возможности, он тогда собирался поступать в Военный институт иностранных языков, так как любил английский. Но генерал был непреклонен в своем сердечном участии в судьбе племянника друга. Так, в августе 1976 года за три месяца до окончания срочной службы Александр Косушкин оказался в поезде Берлин-Москва. Путь его лежал в училище имени Верховного Совета, где предстояло сдать вступительные экзамены…
С Николаем Алексеевичем Нееловым, как вспоминает Александр Косушкин, в течение жизни он встречался не более 3-4 раз. Однако генерал Неелов, пользовавшийся большим авторитетом у офицеров Московского военного округа, всегда был и личным примером для нашего героя. Примером мужественности, примером любви к Родине, примером самопожертвования.
По дальним гарнизонам
А дальше была офицерская служба. Причем не под крылом близкого семье прославленного столичного генерала, а по самым дальним гарнизонам. Снова служил в Германии, на этот раз в танковой армии. Служил в Белоруссии, в Забайкалье. Уже после распада СССР более десяти лет тянул воинскую лямку на таджикско-афганской границе. Оказался там в самые лихие годы. Служил честно, мужественно, самоотверженно. Дослужился до заместителя командира 201-й мотострелковой дивизии. Она расположена в Таджикистане. Так своим трудолюбием и настойчивостью дослужился до генеральских погон. Сейчас генерал-майор Косушкин в отставке. Когда Российскую армию возглавил гражданский министр обороны Сердюков, не стал он помогать этому «реформатору» разваливать Вооруженные силы. К счастью, «реформа» провалилась, и все вернулось на круги своя.
А рыбинский генерал тем временем растит внуков, желая передать им лучшее, что перенял когда-то от друга своего дяди генерала Неелова. Он часто бывает в родном городе. Здесь он вырос. И Рыбинск всегда будет жить в его сердце.
Иван ТЕПЛОВ