Пожилые женщины собирались к первому подъезду дома №9 по улице Больничной, словно по тревожному сигналу. По двое и трое шли они, чтобы рассказать об общей для всех проблеме: пожилая соседка, 85-летняя Раиса Ивановна, оказалась в сложной, по их мнению, ситуации. Получая солидную пенсию, она голодает, просит еду у соседей или подбирает на помойке то, что другие сочли негодной для себя пищей.
У всех на виду
Жизнь в микрорайоне Переборы течет по особым законам: живущие на ограниченной территории и всю жизнь работавшие вместе на ближайших предприятиях женщины многое знают друг о друге. Совместно они воспитывали детей, теперь растят внуков. Они останавливаются поговорить около магазина, по-соседски ходят за солью и помнят, когда у кого день рождения, и всегда готовы разделить чужую радость. Так же, как и горе.
То, что Рая с третьего этажа в беде, сомневаться никому из тех, кто ее знал раньше, не приходится. Невысокая худенькая старушка одинока, единственный ее сын серьезно болен и постоянно находится в медучреждении, племянница живет в Москве и связи с пожилой родственницей не поддерживает. Если раньше Раиса Ивановна с домашними делами справлялась неплохо, то теперь это дается ей с трудом.
Стала женщину подводить и память – пенсию получит, деньги потратит и забудет, что купила, а то и просто потеряет. После этого она, голодная, идет за помощью к соседкам – одна даст картошки, другая хлеба или лука, третья накормит супом – женщины ее жалеют и помогают, чем могут. Есть у Раисы Ивановны и долг за квартиру – до недавнего времени он был больше 13 тысяч рублей. Кроме этого, еще и коммунальная беда – весной в квартире сломался унитаз. Энергии на его починку у пожилой женщины нет, для естественных нужд она использует ведро. Выносить его вниз старушка не может и попросту выплескивает помои с балкона. Естественно, такое положение дел соседей по подъезду не устраивает, с хулиганством пожилой женщины они мириться не готовы.
Жительница первого этажа Анна Мельникова рассказывает, что из-за проблемной соседки вынуждена часто мыть балконные окна, опасается выпускать на балкон детей и не может проветрить квартиру, боясь открыть окна. Машину из-под балкона тоже пришлось убрать – Раиса Ивановна на уговоры соседей никак не реагирует.
Хорошим выходом для соседей показалось выхлопотать старушке социального работника, который мог бы приносить ей продукты и помогать по хозяйству. Обсудив это на собрании жильцов, активисты сходили в управляющую компанию, выяснили стоимость работ по замене унитаза и с энтузиазмом взялись за оформление необходимых для приглашения социального помощника документов. Но тут возникла проблема.
Опекуны против воли
Пожилые люди как дети. Собственное мнение у них может меняться несколько раз за короткий период в зависимости от того, кто последний убедил их в своей правоте. Раиса Ивановна, по крайней мере, такая. Если ухаживать и помогать по хозяйству ей некому, то влиять на ее мнение охотники находятся. Свое жилье – двухкомнатную квартиру в кирпичном доме – женщина подписала чужим людям и живет в ней на условиях договора. Вот эти-то люди – соседка по подъезду, ее сын и сноха – и учат Раису Ивановну уму-разуму, объясняют, что правильно, а что нет.
Они, по словам активистов, отговорили старушку от приглашения соцработника – дескать, услуги приходящей «няни» стоят денег. Но и сами помогать женщине по хозяйству и решать ее бытовые проблемы не торопятся. Ни в квартире прибрать, ни документы оформить, ни унитаз отремонтировать, ни сантехника для запуска отопления пригласить. Отговорка для соседей у них придумана – мы ей не опекуны, денег от нее не получаем и делать ничего не обязаны. Видимо, подаренная квартира основанием для «бескорыстной» помощи в этом случае не является.
Прокурор разъясняет
Старший помощник рыбинского прокурора Дмитрий Иорданский пояснил, что в первую очередь собственники жилых помещений, страдающие от беспокойного соседства, должны обратиться в органы социальной защиты с заявлением о бедственном положении женщины. Представители социальной службы выйдут на место и проведут расследование жизненных обстоятельств Раисы Ивановны – посмотрят документы, побеседуют с ней самой и собственниками ее квартиры, выяснят, какой договор существует между сторонами. Объяснят им еще раз, какими правилами нужно руководствоваться, проживая в многоквартирном доме.
В крайнем случае, если поведение соседей после этого не изменится, собственники имеют право обратиться в суд с заявлением о нарушении их прав. Основанием для судебного обращения может стать неоднократно зафиксированное нарушение порядка беспокойной соседкой. Судья рассмотрит все обстоятельства и примет решение о дальнейших действиях – они могут варьироваться от выселения бабушки-хулиганки до расторжения договора о дарении квартиры. Прецеденты такие, по словам представителя прокуратуры, были.
Воодушевленные этим, в ближайшее время переборцы со своей проблемой обратятся к заместителю главы по социальным вопросам Наталье Шульдиной. Именно так поступить в описанном случае предложил жителям директор департамента социальной защиты Владимир Куликов.
Единственное, что беспокоит женщин-активисток в этой ситуации, – как бы не навредить пожилой соседке. Есть у них опасение, что новые хозяева квартиры ждут-не дождутся выселения «хулиганки» с занимаемой площади, только сделать это хотят чужими руками. Но и молча ждать изменений в этой ситуации считают для себя невозможным. Ведь, по имеющимся у них сведениям, у оборотистых «опекунов» есть в соседних домах на улице Больничной такой же подопечный – лежачий беспомощный инвалид. Хорошо было бы органам социальной защиты наведаться с обследованием и к нему, говорят жительницы дома № 9 по улице Больничной.
Надежда Лазарева