Они живут в разных концах Рыбинска, но их дружбе это не мешает. Они – это друзья Полина и Илья, замечательные ребята, которые благодаря своим талантам и достижениям стали героями нашего рассказа.
Хобби 21-го века
Таких детей принято называть «особыми», но после знакомства с ними хочется сказать просто – особенные! Необыкновенные, увлеченные и любознательные ребята, которые, несмотря на свой юный возраст, поражают многообразием интересов и яркостью воображения.
О Полине Кораблевой, чье имя узнали многие рыбинцы после ее участия в фото-флешмобе, посвященном Дню учителя, рассказала ее мама, Надежда Лапшина.
— Полина – общительная, контактная, у нее много друзей и самые разнообразные увлечения. В свои 8 лет она свободно владеет планшетом, используя для познания мира все возможности интернета. Смотрит ролики на Youtube, ищет различную интересующую ее информацию, а вот игры ее не привлекают. И со сверстниками в интернете не общается – ей хватает друзей в реале. Прогулки во дворе – одно из любимых занятий Полины, и цифра 7 — ее фаворит, так как определяет время вечерней прогулки. В детском городке Полина – «няня на расстоянии», ей очень нравится наблюдать за малышами. И хотя поиграть с ними не всегда удается из-за ограничения в движении, но если ребенок делает что-то не то, Поля сразу же сообщает об этом его маме.
Как и все дети, Полина любит мультики, но ими ее подборка телепрограмм не ограничивается. На канале «Культура» она смотрит концерты классической музыки в исполнении оркестров. Не пропускает ни один выпуск телепроекта «Голос» — как взрослый, так и детский, а в конкурсе «Синяя птица» даже проголосовала по интернету за понравившихся участников. Очень любит Полина смотреть спортивные трансляции по гимнастике, фигурному катанию.
Время от времени вместе с мамой Поля посещает различные шоу-программы в Рыбинске, особенно ей нравится балет. В прошлом году она посмотрела «Щелкунчик», а в этом мечтает увидеть «Золушку». У Поли есть личный подарок Куклачева – книга, подаренная им во время приезда в Рыбинск знаменитого кошачьего шоу, на которое она мечтает попасть еще раз вместе с Ильюшей.
— А еще Поле нравится отправляться в путешествие на коляске куда-нибудь далеко-далеко, — рассказывает мама. — Пока самое дальнее путешествие было по мосту через Волгу. Полина хочет побывать на раскопках в устье Шексны. В этом году подвели погода и цены на билет, к которым мы не были готовы, но надеемся, что в следующем сезоне побываем там обязательно.
О флешмобе, в котором Полина неожиданно оказалась победительницей, Надежда рассказывала уже не раз:
— Началось с того, что мы просто приняли участие в конкурсе, организованном ВКонтакте группой «От мамы к маме». Не думали о победе – просто Полина хотела поздравить с праздником своих учителей. В этом году у нас три учителя, в отличие от прошлого. Для ролика, который делали организаторы, мы прислали фотографию Полины с плакатом «Учитель — это тот, кто помогает мне понять мир». И вдруг нам позвонили и сообщили, что Полина заняла первое место. Поздравление Полина придумывала долго, искала ключевые слова, постепенно, как мозаику, мы собирали эту фразу для фото. Потом Полине даже пришлось давать интервью для ТВ.
Веломарафон в Демино стал для участников из группы «Лицом к миру» уже привычным делом – проводится он не первый год, и у родителей больше нет страха, что не примут, не получится. А на память остаются впечатления и фотографии, на которых Илья и Полина всегда рядом.
А еще Полина посещает кружок «Мир творчества» под руководством Татьяны Борисовны Неробовой. Там учатся многие особые детки с диагнозом ДЦП, аутисты и даже слабовидящие. Осваивают различные техники рисования, развивают мелкую моторику. Эти занятия дают прекрасный результат, так как дома ребенка не всегда можно уговорить заняться тем же рисованием, а авторитет преподавателя делает свое дело.
Йога, танцы и мечты
Много времени в расписании Полины отводится восстановительным занятиям.
— Два года мы занимались по методике «Школы движения Кинестетик», нам нравилось, — продолжает рассказ Надежда. — Инициатором этой программы стала городская организация женщин, мы посещали занятия в детском саду под руководством инструктора. Когда занятия прекратились, нам предложили самим обучиться этой методике. Но это не так-то просто и требует немало времени – ведь у нас есть и другие программы по восстановлению. Сейчас мы не знаем, где в Рыбинске можно заниматься по этой методике. То, что мы почерпнули для себя из «Кинестетик», используем и сейчас, но дальше не идем.
Зато в этом году мы начали посещать центр йоги, где при помощи специальных упражнений Полина учится правильно дышать, что очень важно при ДЦП. Занятия йогой способствуют расслаблению на глубоком дыхании – и Полина уже начала осваивать эту практику. Ей нравится также выполнять асаны, и «летать» в гамаке.
Занимаемся на ипо-тренажере – и он дает очень хороший эффект. В Центре помощи детям мы посещаем логопеда-дефектолога и с его помощью подтягиваем школьную программу. Мы на домашнем обучении, на данный момент контакт с педагогами есть, они пытаются понять Полю, найти к ней подход, выяснить, как лучше с ней работать. Для письма мы пока используем метод «рука в руке», но в планах научиться самостоятельно печатать. Учителя понимают нас и верят, что Полина пишет сама, а я просто помогаю, поддерживаю руку. Мы не говорим, что все просто и сразу получается, но мы начали обучение, и контакт есть, а это сейчас самое главное.
О чем мечтаем? Полина хочет научиться петь. А еще хотим организовать танцы, но для них нужны специальные коляски и педагог, не хотим делать все на уровне «два прихлопа-три притопа». Еще один проект – «Лыжи мечты», его можно было бы реализовать на базе Демино. Это катание с небольшой пологой горы на горных лыжах, оно практикуется как раз для реабилитации больных с диагнозом ДЦП.
Мама Полины говорит, что ее дочка – обычный ребенок со своим мнением, капризами, «нехочухами». Но многочисленные интересы, увлечения и достижения девочки подтверждают: Поля – исключительный ребенок, и будем надеяться, ее взрывной темперамент со временем только поможет ей доказать миру свои способности.
Он пишет сказки
— У меня есть друг, он пишет сказки и умеет разговаривать по планшету, — так рассказывает Полина о своем приятеле Илье. Они живут в разных концах города, но периодически встречаются, вместе гуляют, принимают участие в праздниках и мероприятиях группы «Лицом к миру».
Илья тоже участвовал в велогонках. Для тех родителей, кто не в курсе, проводим ликбез. Существуют специальные велосипеды для людей с ограничением физических возможностей. Они могут быть по-разному укомплектованы: наличие трех колес придает велосипеду устойчивость, есть еще фиксаторы рук, ног и спины и даже моторчик. А главное – велосипед уже производится в России.
Илья постоянно занимается спортом и дома. Например, с помощью приставки Х-bох от Кинект. Она неплохо развивает движения и контроль за собой, происходит обучение в игре. Конечно, Илья тоже любит мультики, но вообще-то он парень серьезный, сочиняет сказки и уже подписал автографы на своей первой книжке. Да, не удивляйтесь – недавно друзья юного сказочника получили в подарок прекрасно изданные сборники его творений, иллюстрированные детскими рисунками. Эта книга доказывает, что творчество юных талантов можно показать миру, нужно только приложить немного усилий. А буквально на днях Татьяна Смирнова, мама нашего героя, сообщила, что сказки Ильи будут напечатаны и в сборнике «Моя первая книга» по итогам проекта на Фейсбуке. Сейчас Илья готовится к конкурсу библиотечно-информационного центра «Радуга», редактирует большой рассказ о войне. Как и Полина, занимается йогой и читает книжки.
К слову сказать, интернет — постоянный спутник и проводник Татьяны Смирновой. Именно там она нашла метод Домана, Биомед, АБМ-метод, постоянно обменивается опытом с другими родителями, участвует вместе с Ильей в различных проектах. Словом, виртуальные возможности помогают по жизни.
Главное достижение Ильи – это общение по методу Домана. Суть его заключается в том, что не говорящий человек может писать свои мысли так, как если бы он мог говорить. Те дети, кто не умеет и не может разговаривать, имеют счастье быть «услышанными» именно благодаря этому методу. Овладев им, общаться могут даже очень «тяжелые» детки, плохо владеющие руками. Их помощником может стать мама или любой другой взрослый, желающий помочь ребенку. Чтобы начать общаться, нужно уметь читать, а научиться этому вполне возможно: либо глобально по методу Домана, либо по адаптированному для русского языка методу Галины Луговой. Но какой бы метод вы ни выбрали, начинать занятия нужно еще до школы, чтобы постепенно научить ребенка общению. Что и удалось сделать Татьяне Смирновой. Теперь Илья не только учится по обычной школьной программе, но и общается с помощью планшета и со сверстниками, и со взрослыми.
Илья на домашнем обучении, администрация школы и учителя относятся к нему хорошо, но планов на будущее пока нет. Времени хватает только на то, что происходит здесь и сейчас. Например, регулярные путешествия в Питер на поезде уже стали для Ильи привычными – они с мамой ездят туда на занятия по методу Анат Баниэль.
После общения с этими замечательными ребятами и их активными мамами почему-то легко верится, что они добьются всего, о чем мечтают. Ведь желания сбываются именно у тех, кто сам спешит мечтам навстречу – пока на трехколесном велосипеде, а дальше – посмотрим.
Мария Медведева