В конце прошлой недели депутаты областной Думы приняли решение о возвращении Рыбинску прямых выборов главы. Чтобы поговорить о том, что привело к этому решению, мы встретились с председателем комитета по бюджету, налогам и финансам областного парламента Владимиром Денисовым. Также Владимир Владимирович рассказал о том, как идет работа над бюджетом региона-2016.
– Владимир Владимирович, почему решение о возвращении рыбинцам права выбрать себе главу принято именно сейчас?
– К этому привело много факторов. Год назад было принято решение о разделении полномочий главы города и главы администрации. Полномочия главы переходили к руководителю Совета, а главой администрации должен был стать выбираемый по сложной схеме так называемый сити-менеджер. Вводимая структура власти год назад являлась общероссийским трендом. На эту систему переходили многие регионы. Предполагалось, что новая модель близка к оптимальной. Политикой будет заниматься представительный орган, а сити-менеджер станет чисто хозяйственным управленцем. Однако уже год назад, когда меняли схему управления, звучали опасения, что вводимая модель окажется нефункциональной. При условии, что до половины средств город вынужден получать из области, вкрадывалось опасение, что в таком случае сити-менеджер не получит достаточных полномочий, чтобы иметь возможность наладить продуктивный контакт с руководством региона.
– На чем основывались эти опасения?
– В последние два года во главе администрации работал Леонид Можейко. Его жители не избирали. То есть он не пользовался всей широтой полномочий, что чем-то напоминает положение сити-менеджера. В результате на определенном этапе возникли противоречия с Советом. Мы не разбираем, кто прав, кто виноват. Но возникла ситуация, в которой власть в городе оказалась парализованной. Одна из причин, почему в Рыбинске не удалось наладить деятельное взаимодействие между ветвями власти, в том, что со стороны депутатов нередко звучало: «Нас-то жители избрали, а исполняющего обязанности главы, кто избирал?»
Сложилась ситуация, в которой город перестал развиваться. В отсутствие влиятельного центра тяжести в лице главы администрации Правительство области перестало отдавать Рыбинску должное внимание. И если бы нам еще и навязали недееспособную схему с сити-менеджером, это привело бы Рыбинск к окончательному политическому и экономическому коллапсу.
Последней каплей, способствовавшей появлению на свет законопроекта о возвращении прямых выборов главы города, стала ситуация, сложившаяся с избранием сити-менеджера в Рыбинском районе, на примере которого все поняли, что схема не работает. В районе новую схему власти начали реализовывать. Конфликтная ситуация стала нарастать, когда избирали председателя совета, который одновременно становился и главой Муниципального района. Область видела во главе района одних лиц, местные депутаты других. Когда дело дошло до выборов сити-менеджера, все зашло в тупик, выхода из которого до сих пор не видно.
– Но ведь решение о возвращении в Рыбинск прямых выборов принимали и депутаты из других районов. Как их удалось подвести к правильному решению?
– Конфликтную ситуацию, возникшую при формировании новых органов власти в Рыбинском районе, многие главы других муниципальных образований мысленно примерили на себя. Тот же бывший глава Рыбинского района Александр Китаев каких-то видимых промашек не совершал. Работал, нареканий к нему не было. И тут при формировании новых структур оказался не ко двору. У глав других районов, что естественно, возник вопрос, а что будет с ними в рамках новой схемы? Эта же мысль, я думаю, дошла до многих депутатов областной Думы, до депутатов Советов районов и поселений. Потому-то и случилось, что документ, инициирующий возвращение к схеме прямых выборов главы Рыбинска, подписали 24 областных депутата, а во время голосования за это решение было отдано сразу 33 голоса. Сам Рыбинск мог выставить максимум 9 голосов – именно столько депутатов от города в областной Думе.
К счастью, решение о возвращении прямых выборов принято. Возможно, выборы теперь пройдут в мае. Хотя есть ряд процедурных моментов. Потому не исключено, что все будет перенесено на сентябрь.
– Владимир Владимирович, в областной Думе вы возглавляете бюджетный комитет. Хотелось бы от первого лица услышать о том, как идет работа над бюджетом, чем бюджет — 2016 отличается от аналогичных документов прошлых лет?
– Если оценивать в целом, областной бюджет-2016 от бюджетов прошлых лет качественно отличается не сильно. Но отличия есть. Во-первых, Правительство области вынуждено было делать бюджет бездефицитным. Во-вторых, мы обязаны ограничивать государственный долг. Чтобы он не превышал 50% от собственных доходов.
Госдолг области постоянно растет. К примеру, на 2016 год на обслуживание государственного долга необходимо выделить 2,6 миллиарда рублей. Точно столько же трансфертов в течение года получает от области и Рыбинск.
Жесткие требования бездефицитности и ограничение госдолга вводятся со стороны министерства финансов РФ для того, чтобы была возможность замещать имеющиеся дорогие коммерческие кредиты крайне выгодными и практически бесплатными в обслуживании бюджетными кредитами. Благодаря этой политике в 2015 году области удалось получить до 7 миллиардов бюджетных кредитов. Заместив кредиты коммерческие, эти займы значительно сократили обслуживание регионального госдолга. И все же трудности есть. Из-за того, что по доходам региональный бюджет в 2015 году, согласно прогнозам, может недобрать до 3 миллиардов рублей, вновь придется брать в долг, хотя это и будет происходить в рамках дозволенных ограничений.
– И все же бюджет в следующем году будет меньше, чем в нынешнем?
– По цифрам бюджет будет несколько меньше. Но если учесть имеющийся опыт, в течение года из Федерации мы обязательно получим дополнительную помощь, и это значительно приблизит сумму бюджета 2016 года к сумме бюджета 2015-го. То есть в итоге денег будет меньше, но незначительно. Тем не менее, из-за недостатка средств придется сокращать расходные статьи. Мы увидим уменьшение по всем отраслям, по многим программам. Опять же итоговое уменьшение будет некритичным. Если брать наш будущий бюджет, он далеко не самый худший в рамках Центрального Федерального округа и при этом достаточно обеспеченный. Дефицит все же будет. Он составит 744 миллиона рублей. Это около полутора процентов.
– Чего ждать в этих условиях Рыбинску?
– Проблемы во взаимоотношениях между бюджетом области и Рыбинска есть. Общую сумму трансфертов нам сокращают на 120 миллионов рублей.
В 2015 году было 2 миллиарда 857 миллионов. На 2016 год обещают 2 666. Для Рыбинска 120 миллионов – сумма серьезная.
Есть проблемы с дорожным фондом. В области было принято решение о его резком увеличении. Мы договорились, что при распределении средств фонда будет сделан уклон в сторону городов: на дворы, дорожные сети и т.д. Чтобы направили деньги туда, где выше интенсивность движения и больше транспортных средств. Но в варианте бюджета, предложенном Правительством, на Рыбинске общее увеличение средств на дорожный фонд никак не отразилось.
Также непонятно, почему очень мизерные суммы в перспективном плане Правительства запланированы на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства. Там на 2016 год на Рыбинск заложено всего 34 миллиона. К сравнению, на соседний маленький Мышкинский район – 90 миллионов рублей!
По всем перечисленным пунктам нам, депутатам от Рыбинска, предстоит серьезная борьба за интересы родного города. И было бы крайне полезно, если бы в этой борьбе удалось объединить усилия всех заинтересованных сторон. В том числе администрации города и муниципальных депутатов…
– И что же нам ожидать от будущего?
– Рыбинск всегда отличался тем, что в трудный период люди поддерживали друг друга, объединялись. Надо сплотиться и теперь. Сообща найти приемлемую кандидатуру на пост главы. Чтобы руководитель администрации города действительно был избран всенародно, чтобы получил от рыбинцев соответствующий кредит доверия. Чтобы тот человек, которому будет оказано доверие, смог объединить людей, смог совместно с ними продуктивно работать на благо города. От имени всех 9 депутатов от Рыбинска, работающих в областной Думе, скажу, что мы готовы помочь новому главе в этом важном деле.
Беседовал Иван ТЕПЛОВ