Вспомним, уважаемый читатель, как «несло» Остапа Бендера в Васюках: «Сообщение с Венерой сделается таким легким, как переезд из Рыбинска в Ярославль». Ох, не прав был Остап Ибригимович! Когда Ильф и Петров писали «Двенадцать стульев», дорога Рыбинск – Ярославль семь-восемь месяцев в году была непроезжей.
Старьевщик – дорожник
В первой половине девятнадцатого века обязанности по содержанию российских дорог возлагались на помещиков, по землям которых эти дороги пролегали. Такая принудиловка сказывалась на состоянии дорог самым отрицательным образом.
В Рыбинском архиве хранится «Дело по рапорту Рыбинского земского суда с прошением подполковника А.Н.Глебова об отягощении крестьян его по дорожному устройству. 1846 год». В Деле Андрей Николаевич Глебов жалуется, что на его 126 крестьян выделили участок дороги Рыбинск–Молога протяженностью как на 189 человек.
Грунтовые российские дороги находились в ужасном состоянии. Не изменилось положение дел и тогда, когда за содержание дорог взялись созданные в стране земства.
Так, в 1903 году газета «Северный край» писала, что дорога Рыбинск–Арефино даже в сухую погоду не просыхает от грязи и что арефинцы добираются до Рыбинска водным путем по реке Шексне.
Случались и курьезы. В 1911 году газета «Рыбинский вестник» писала: «Близ мельницы Истомина, находящейся рядом с деревней Папушево, против склада старьевщика Соколова, производится ремонт мостовой… старыми подошвами. От самого «Истоминского» моста и кончая поворотом в деревню Папушево, вся дорога покрыта старой, рваной обувью, которая, отсырев, разлагается и распространяет зловоние, а в жаркое время, когда эта своеобразная мостовая начинает сохнуть, тут поднимается едкая пыль, которая, надо полагать, далеко не гигиенична».
Предыстория строительства
Дорогу Ярославль–Рыбинск, с покрытием из булыжного камня, начали строить в 1900 году. Но дело продвигалось очень медленно. Порой за год сдавали всего пятьсот метров готовой трассы. Строительство прекратилось в 1914 году в связи с началом Первой мировой войны.
В конце 1939 года за создание дороги взялось государство. Проект каменки создало Главное дорожное управление при СНК РСФСР. Дело, столь необходимое Ярославской области, «благословила» главная газета страны «Правда».
Пленум Ярославского обкома ВКП(б) постановил:
«Установить срок окончания строительства дороги к XXIII годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Предложить руководству строительства обеспечить в зимний период заготовку и вывозку строительных материалов на трассу. Подготовить необходимое количество мостовщиков, а также рабочих других квалификаций, необходимых для строительства дороги».
Для обеспечения строительства рабочей силой каждый район Ярославской области выделил по 10–12 тысяч человек. Все районы вместе предоставили 1350 лошадей.
Слово строителям дороги
Н.Вершин, бригадир возчиков колхоза «Луч коммунизма» Мологского района: «Прибыли мы на трассу 10 января. Сразу ознакомились с карьером и 11 января начали вывозить камень на расстояние 12 километров от дороги. Из мерзлой земли выворачивали пятнадцатипудовые камни. Впору их было втроем, вчетвером укладывать на дровни. Не прекращали работы и в большие морозы. Пробовали работать один возчик на двух лошадях, когда надо было освобождать людей для подготовки карьера. Опыт удался. Возили камень с таким же успехом, как на одной, так и на паре лошадей».
И.Соболев, звеньевой колхозников Брейтовского района: «Разговор о строительстве дороги у нас, в колхозе «Пролетарий» Брейтовского района, зашел в начале января. Председатель колхоза остановил выбор на мне. Он тогда сказал: «Надежнее Ивана Соболева в колхозе не найти. Пошлем его на дорогу!» Председателя поддержали колхозники. Проводили меня на трассу с наказом: «Честно работать, по-боевому выполнять задания колхоза по строительству дороги». Ответил коротко: «Будьте уверены, товарищи колхозники, ваше задание я оправдаю с честью!»
А.Яшин, возчик колхоза «Крестьянин» Рыбинского района: «Мне 15 лет. Год, как я являюсь комсомольцем. Когда у нас, в Киндяковской первичной комсомольской организации, завели разговор о строительстве дороги Ярославль–Рыбинск, мне страшно захотелось принять участие в этом большом деле. Вместе с моим товарищем, комсомольцем Михаилом Вечериным, мы попросились в колхозе послать нас на дорогу. Нашу просьбу удовлетворили. Приехали мы на трассу в начале декабря 1939 года. Вступили с ним в социалистическое соревнование. Все время я работаю на паре лошадей. На одних дровнях у меня ящик, а на других – постельник из мешковины. Годов мне немного и ростом я не велик, но на работе не отстаю от других. Ежедневно вывожу на трассу песку вдвое больше, чем по норме. Управление и политотдел дороги меня премировали костюмом».
В 1994 году жительница поселка Шашково Рыбинского района Мария Михайловна Марухина вспоминала, как ее, девятнадцатилетнюю колхозницу, отправили на строительство дороги. Именно отправили: «Вот где тяжело-то было: землю приходилось таскать и камни. Молодость брала свое: как ни уставали, вечером все равно собирались все вместе, пели, балагурили. Глядишь, и усталости как не бывало».
Как сбылась фраза Бендера
7 ноября 1940 года уложили последний камень дороги Ярославль – Рыбинск. Сегодня, когда шины наших автомобилей шуршат по асфальтовой трассе, давайте вспомним о героическом труде людей, приближавших к реальности слова Остапа Бендера.
Александр КОЗЛОВ, сотрудник Рыбинского музея-заповедника