У юного рыбинца Романа была сказочная мечта – взглянуть на мир с высоты пирамиды Хеопса. Ради осуществления мечты сына его родители Алексей и Елена в октябре этого года оформили тур в Египет. За три года они всей семьей побывали также в Турции и Тунисе. Сегодня, рассматривая фотографии из Египта и Турции, они грустят от того, что восточную сказку странствий так жестоко разрушила суровая быль.
УЛЫБКИ НА ФОНЕ ДРЕВНИХ ПИРАМИД
Из Египта наши путешественники вернулись 15 октября – за две недели до гибели над Синайской пустыней российского самолета с 224 пассажирами на борту. Как рассказал глава семейства Алексей, тогда, за две недели до страшной трагедии, ничто не омрачало их отдыха.
– На отдых мы прибыли в Хургаду – курортный мини–город на Красном море. Пятизвездочный отель, в котором мы поселились, имеет территорию размером с пол–Мариевки, пляж отеля – протяженностью с километр. Отдыхали на полную катушку – загорали, купались в море, где вода настолько прозрачная, что камешки видно глубоко на дне, а вокруг полно морской живности.
Отношение к русским туристам было самое благожелательное. Персонал старался изо всех сил. Языковых проблем – никаких. Туристы из России давно облюбовали Хургаду, поэтому персонал в отелях хорошо владеет русским языком. Побывали в Луксоре, где посетили Долину Царей, Карнакский храм, долину Дейр эль Бахри с храмом царицы Хатшепсут, катались на катере по Нилу. Во время экскурсии в Каир побывали в Историческом музее и Гизе со знаменитыми пирамидами и Сфинксом. И везде встречали только доброжелательное отношение.
– В экскурсионном автобусе, – вспоминает Алексей, – были гид, два шофера, которые сменяли друг друга, и всего один охранник в гражданской одежде. Был он вооружен или нет, сказать не могу.
От Хургады до Луксора на автобусе ехать пять часов. На протяжении всего пути мы чувствовали себя в безопасности. По дороге на расстоянии 20-30 км друг от друга размещены посты полиции. Предварительно в полицию была отправлена заявка о нашей экскурсии с указанием даты и времени поездки. Информация о движении автобуса передавалась с поста на пост. Случись какая задержка с прибытием автобуса к полицейскому посту, там немедленно бы подняли тревогу.
Безопасность туристов обеспечивают не только полицейские. При въезде в Луксор на посту несли службу вооруженные «калашами» местные ополченцы–милиционеры в длинных халатах до пят с широкими рукавами, в платках–«арафатках» на головах. Проверку сопроводительных документов у гида и водителей они проводили так же обстоятельно, как и вооруженные до зубов полицейские в бронежилетах.
– Наше пребывание в Египте ничто не омрачало, – вспоминает Алексей, – разве что торговцы, которые пристают к туристам возле достопримечательностей и музеев, пытаясь впихнуть безделушки, могут испортить настроение своей настырностью. Они кричат изо всех сил: «Эй, земляк, посмотри, заходи, бесплатно отдам. За один доллар». Услышат русскую речь – будут по–русски кричать. Если остановишься и заговоришь с ними – уболтают, хочешь не хочешь, а купишь сувенир. Нужно просто проходить мимо них.
В местах скопления туристов военных становится больше. По крайней мере, в Гизе, где находятся пирамиды. Вооруженные автоматами люди в военной форме стояли примерно метров через пятьдесят. Вдоль дорог, где паркуются туристические автобусы, тоже стояли военные. Видимо, так пытаются обезопасить туристов от террористов.
– Гиды нас инструктировали, как вести себя в тех или иных местах, – продолжает мой собеседник. – Например, в Карнаке фотографировать можно, а в Долине Царей – нельзя. «Если вас за нарушение этого правила заберут в полицейский участок и составят протокол, – я ни при чем», – говорил гид в Луксоре.
При посещении Исторического музея в Каире наш египетский гид, чтобы избежать неприятностей, поступил просто: собрал фотоаппараты, сложил в свою сумку и сдал на хранение.
Еще одна мера предостережения при посещении знаменитых древностей Египте – это обязательное прохождение специальной рамки–детектора, реагирующего на металлические предметы. Ручная кладь обязательно пропускается через сканер. Так было и в Луксоре, и в Каире. Но такие меры безопасности против угрозы терроризма принимаются и в нашей стране.
Уехать из Египта без фотографий пирамид было бы обидно. Но тут туристов не обижают – можно без ограничений фотографировать все пирамиды и Сфинкса. Можно даже подняться на пирамиду Хеопса до определенной ступени. Что и сделал наш сын Роман. Он об этом так мечтал. Мечта сбылась!
В целом отдых наших земляков прошел без проблем. Проблема возникла только с вылетом из Хургады. Но это из серии «не было бы счастья, да несчастье помогло».
– Мы должны были вылететь вечером 13 октября, – вспоминает Алексей. – Но в это время возникли трудности у авиакомпании «ТрансАэро», из-за чего произошли изменения с авиарейсами. И хотя мы не летели самолетом «ТрансАэро», нас предупредили о переносе рейса на сутки. Доплачивать ничего не пришлось, размещение в отеле нам продлили. Возвращались мы домой на самолете Aerobus A321 – таком же, который погиб над Синаем 30 октября. Поневоле поверишь в судьбу. Хотя причем здесь судьба, если это произошло по злой воле людей, для которых чужие жизни – ничто.
АНТАЛИЯ БЫЛА НАПОЛНЕНА РУССКИМ ЗВУКОМ
Три года назад Алексей, Елена и Роман оставляли цепочки следов на песке турецкого Средиземноморья.
– Мы отдыхали в Кемере, – вспоминает Алексей. – Сказать однословно об отдыхе невозможно. Будто в сказку попали! Видели бы вы, сколько наших туристов там отдыхали. Неудивительно, что турецкий персонал в отелях, продавцы в магазинах да просто прохожие в курортной зоне говорят по–русски лишь с легким акцентом, а некоторые и вовсе без акцента. Турецкий сервис ближе к европейскому, нежели в Египте. Это чувствуешь, уже оказавшись в аэропорту города Анталия. Словно в греческий зал попадаешь – полукругом стоят статуи античных богов и героев. Автотрасса — на европейский манер, идеальная, везде чистота, бордюрчики подсвечивают фонарики. Пышная природа, горы, кругом зелень, цветы.
Побывав в Турции единожды, захочешь попасть туда еще раз. По крайней мере, у нас были такие планы на июль – август будущего года. Правда, мечта была съездить не в Анталию, а на побережье Эгейского моря, в Бодрум. Там высокий гостиничный сервис, замечательное море и пляжи. Но есть одно важное обстоятельство, которое манит нас туда. В древности Бодрум назывался Галикарнасом – это родина отца греческой истории Геродота. В четырех километрах оттуда через пролив греческий остров Кос – родина Гиппократа. Туда можно без визы проехать. Правда, здорово: побывать и в Турции, и заодно в Греции? А вот поехать в саму Грецию сейчас очень накладно. Нужно оформлять Шенгенские визы для всей семьи, что не требовалось при посещении Турции, Туниса и Египта. Новая заморочка с нынешнего года для наших туристов, которые едут в страны Шенгена, надо ехать в Москву в посольство, чтобы там сняли отпечатки пальцев. Греция как раз входит в Шенгенскую зону. А еще на греческих курортах полупансион, а не all inclusive, значит, мы потратимся дополнительно на питание.
Мы прикинули, что к чему – так в наших планах отдыха в следующем году появился турецкий Бодрум или Мармарис на побережье Эгейского моря. Можно было совместить полезное с приятным, включая греческий остров Кос. Увы, из–за испортившихся отношений между Россией и Турцией эта поездка теперь отменяется.
Беседовал Александр СЫСОЕВ