Ограниченные возможности – вовсе не значит — ограниченные потребности. Инвалидам необходимо все то, без чего здоровые люди не мыслят свою жизнь: любовь и дружба, работа и отдых, спорт, путешествия и общение. Давайте не будем сводить все к наличию или отсутствию пандуса! Задумаемся о своем участии в жизни инвалидов!
ТРУДОУСТРОЙСТВО СО ЗНАКОМ ВОПРОСА
Мы провели опрос предпринимателей, дабы выяснить — много ли инвалидов работает в малом бизнесе. Оказалось, что людей с ограниченными возможностями в этой сфере занято крайне мало, и никто из работодателей не смог вспомнить ни одного знакомого, у кого бы такие люди работали. В чем же причины?
– Принять инвалида на работу проблемно, а трудиться он будет не лучше, чем здоровый человек, — объясняет работодатель. — А может быть, ему придется оборудовать рабочее место – денег на это не выделяют, а если и выделят, то это для меня будет связано с кучей бумажной работы, затратами времени и сил – а ради чего? Налоговых льгот я не получу, или они будут такими незначительными, что я их не замечу. Вот если бы отменили взносы в пенсионный фонд за инвалидов – это было бы логично, ведь они и так уже получают пенсию. В западных странах, например, выделяют такие деньги при трудоустройстве инвалидов, что на них можно завод переоборудовать под возможности этих людей.
На вопрос, есть ли какие-либо планы на будущее по трудоустройству людей с ограниченными возможностями, получен ещё более категоричный ответ:
– А они сами не стремятся работать. У нас инвалиды привыкли дома сидеть и жить на пенсию. Государство и общество воспитало в них комплекс неполноценности. А некоторые просто избалованы и ни к чему не стремятся. Хотя они ведь могут и сами сейчас искать заработок – есть масса предложений в Сети для дистанционной работы. Но люди скорее будут использовать Интернет как игрушку, чем приложат усилия для поиска работы. Менталитет общества не созрел для восприятия инвалидов как полноценных граждан, и сами инвалиды не созрели – поэтому ситуация и не меняется.
В Рыбинске есть различные муниципальные учреждения культуры, которые, по идее, и должны заниматься организацией досуговых мероприятий для самых социально незащищенных категорий населения. Есть и программа «Доступная среда», призванная дать инвалидам возможность посещать культурные мероприятия наравне с другими. Но сами инвалиды этой заботы не ощущают.
Наша собеседница, Татьяна Храпова, свой досуг заполняет творчеством и рукоделием. С нами она поделилась проблемами, знакомыми ей не понаслышке.
— Что бы вы хотели изменить в плане досуга для инвалидов в нашем городе?
— Все хотела бы изменить. Для проведения досуга в Рыбинске ничего нет. Раз в год ко Дню инвалида организуют что-то, а потом — тишина. Спортом заняться негде, транспорт — это вообще проблема… Машина с подъемником хоть и есть, но записаться надо за 10 дней, на ограниченное количество поездок, и только в будни до 4 часов вечера, потому что в 5 машина должна быть в гараже. В выходные же она и вовсе не работает. В кино на вечерний сеанс, в театр и т.д. не съездить, все спектакли поздно начинаются. А если водитель болеет или в отпуске, то заменить его некому.
— При том, что у нас такие трудности с досугом — как вы все-таки проводите свое свободное время? Чем увлекаетесь — помимо рукоделия?
— Только благодаря моим родным выбираюсь из дома, лестницы у нас высоченные, пандуса нет. Я обращалась летом в администрацию нашего города, ездила на прием, обещали помочь – и никаких результатов…
С родными езжу на дачу, ходим в кино, в театры, в кафе, в магазины или просто погулять. Каждая поездка для меня, как праздник. Театр я очень люблю, недавно ездили в Ярославль в Волковский театр, очень понравилась постановка «Золотой теленок». Я редко где-либо бываю, и меня везде все восхищает.
— А где бы Вы хотели побывать, какие мероприятия посетить?
— Хотелось бы многое, но возможности ограничены . Если говорить о нашем городе, то это музей, театр, кино. Еще хотелось бы побывать в Москве, в Питере. Если говорить о других странах, то мечтаю посетить Венецию, Париж, Канаду, весной во время цветения тюльпанов съездить в Голландию. Но это совсем за гранью фантастики. Если честно, в жизни мне все и везде интересно, как и в творчестве.
РЕАБИЛИТАЦИОННО-ДОСУГОВЫЙ ЦЕНТР
Светлана Николаевна Прохорова, руководитель общественной организации «Нежность», давно пытается создать в нашем городе досуговый центр для инвалидов.
— Я несколько раз пыталась организовать досуговые и обучающие мероприятия в ДК «Вымпел», «доставала» департамент соцзащиты, но ничего не вышло. Несколько лет назад существовала госпрограмма по созданию досугового центра, которую потом постепенно «похоронили». Теперь все, что у нас есть, – это посещение ОКЦ по понедельникам. Городская организация женщин устроила для нас занятия по декоративно-прикладному творчеству.
В нашей организации есть мальчик штангист, Денис, он периодически участвует в соревнованиях. Но остальные дети – очень тяжелые, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, с нарушением психического развития. Поэтому занятия декоративно-прикладным искусством для них очень важны, они развивают мелкую моторику и помогают проводить досуг. Но нужен преподаватель – дома ребята этим заниматься не будут, им авторитет учителя нужен еще больше, чем обычным детям. Проблема в том, что наши дети, конечно же, хотят общаться, но все они имеют серьезные заболевания, родителям тяжело возить их на занятия, они и так устали от проблем. Периодически у кого-то из ребят может быть плохое самочувствие, а летом многие уезжают на дачи. Для нас одних организовывать досуговый центр, конечно, не стоит, но он должен быть в Рыбинске.
У нас в городе есть множество инвалидов и кроме нашего общества. Они не охвачены никакими мероприятиями, просто сидят дома. Возможности мозга даже у больных с различными нарушениями вовсе не так ограничены, как принято считать. Их нужно развивать – для этого существует масса методик: рисование на песке, на воде и т.д. Досуг можно было бы сочетать с обучением и реабилитацией. Можно было бы устроить для детей общение с животными, установить компьютеры, проводить праздники. И никаких ограничений по возрасту – Центр должен стать доступным и для детей и для взрослых.
БУДНИ И ПРАЗДНИКИ
Светлана Николаевна по мере сил пытается восполнить отсутствие впечатлений для своих подопечных – организует экскурсии, поездки по близлежащим городам, таким, как Мышкин. Или, если бывает возможность, собирает ребят в дальнюю дорогу. Для тех, кто большую часть времени проводит дома, Москва – это далеко, и такую поездку ребята запоминают надолго.
— От нашей последней поездки ребята были в восторге. Многие из них, да и родители тоже, впервые увидели Красную площадь, Александровский сад, Москву в вечерних огнях. Мы были на экскурсиях в Палеонтологическом музее и в Государственном Историческом музее. Очень понравилось нам в Музее Отечественной войны 1812 года. Это и для образования было полезно, да и просто интересно посмотреть на экспонаты той эпохи. На проезд нам удалось получить субсидию из городского бюджета, ещё часть средств предоставили Городская Организация женщин и депутаты, за что хочется всех поблагодарить еще раз. Поездка была тяжеловата, но дети молодцы, держались даже лучше родителей. У многих инвалидов нет и материальной, и физической возможности куда-то поехать – поэтому такие экскурсии для них настоящее событие.
Поездки – это вообще больная тема для нас. Раньше был в городе один автобус с подъемником, можно было пользоваться им бесплатно два раза в месяц по городу, в Ярославль ездить раз в квартал. Его постоянно использовали бабушки, дедушки, ветераны – ездили по больницам и другим своим делам. И автобус был все время занят. Сейчас есть новая машина, но ее по-прежнему на всех не хватает.
Светлане Николаевне постоянно приходится чего-то добиваться, куда-то обращаться. Но оказывается, это далеко не так просто. Например, получить грант для общественной организации – дело совсем не легкое.
— Для получения гранта есть три уровня: президентский, областной, городской. Я обычно стараюсь иметь дело с городскими чиновниками, ибо выход на областной уровень чреват нереальными хлопотами. Нужно ехать в Ярославль, собирать пакет документов, ксерокопии, справки – все это стоит денег, немалых для пенсионеров. Документы должны быть грамотно оформлены, получение гранта – обосновано. По использованию гранта надо составлять отчетность, делать это должен специалист, которому, соответственно, придется платить зарплату. А денег на это нет. Гранты выдают на год, а для такого проекта как Досуговый центр нужна долгосрочная поддержка. К тому же, если организация меньше 25 человек – как в случае с обществом «Нежность» — документы от неё даже рассматривать не будут.
И все-таки жизнь не стоит на месте, и если уж на лыжный спорт деньги находятся, то, будем надеяться, рано или поздно Досуговый центр для инвалидов в нашем городе все-таки будет.
Мария Медведева