Рыбинцам досталось удивительное купеческое наследие. Каждое здание в центре города по-своему уникально. Особый шарм сохранило увенчанное похожим на яйцо чешуйчатым куполом со шпилем трехэтажное здание на углу улицы Крестовой и Преображенского переулка – бывший дом купца Седова, который прославился вкуснейшими булками и калачами.
Про крестьянина из Вологодской губернии Артемия Андреевича Седова не скажешь: с суконным рылом да в калашный ряд. Будучи двадцати пяти лет от роду, он приехал в 1867 году в Рыбинск и сумел здесь развернуться, организовав хлебопекарное дело. Его деликатный товар с хрустом хлебной корочки пришелся по вкусу рыбинцам. Предприимчивый крестьянин разбогател и выкупил у купца Ивана Ивановича Крашенникова доставшийся тому от отца в наследство двухэтажный каменный дом на главной улице города. В 1910 году был надстроен третий этаж.
Рачительный хозяин с умом распорядился недвижимостью. На первом этаже дома располагались седовские булочная и кондитерская, а также сдаваемые в наем помещения – Торговый дом К.А. Ильина и сыновей, парикмахерская, кабинет зубного врача и т.д. Второй и третий этажи – это анфилады жилых комнат с паркетными полами в крупную «елочку» и печами из белых блестящих изразцов. Балкон третьего этажа украшен металлической решеткой с узором в виде стилизованной подковы. Такие же металлические узоры украшают баскетницу яйцевидного чешуйчатого купола и решетку парадной лестницы.
Сто лет спустя первый этаж бывшего купеческого дома снова занимают магазины. В бывшей седовской булочной-кондитерской сейчас обувной магазин. Вход внутрь дома – из Преображенского переулка. Парадная лестница с решеткой с узором в виде подковы выводит на второй этаж, где десятый год располагается адвокатский центр. Балкон на втором этаже отремонтирован и приспособлен для релаксации юристов.
Третий этаж, где до революции жило многочисленное семейство Седовых, после революции, изгнавшей купцов-«эксплуататоров», приспособили под коммунальные квартиры для трудящихся. По программе расселения из аварийного и ветхого жилья жильцы этих коммуналок давно переехали в новые квартиры. За старинными дверями на муниципальных площадях воцарилась разруха. В комнате, из окна которой открывается чудесный вид на Красную площадь с бронзовым Лениным на царском постаменте, филенчатый потолок без лепнины подпирает бревно. На паркетных полах в крупную «елочку» стоят тазы, в одной комнате натянут тент. Так адвокаты со второго этажа борются с протечками, которые без подобных превентивных мер могут угрожать их клиентам. На дверях они повесили замки, чтобы в пустующие помещения не лезли бомжи. Не счесть, сколько исторических зданий в Рыбинске превратились в головешки, потому что туда был открыт доступ всем ветрам и всем бомжам.
Про обшарпанный и покрытый трещинами дом Седова можно сказать: без хозяина дом – сирота. Юристы из адвокатского центра позаботились о помещениях, доставшихся им в частную собственность, а о муниципальном имуществе должна беспокоиться городская администрация. Но что-то не беспокоится.
Александр СЫСОЕВ