Оказавшись сейчас в самом большом из выставочных залов Рыбинского музея, вы его просто не узнаете. Открывшаяся здесь выставка «По шелковому пути» просто преобразила пространство.
На стенах, где мы привыкли видеть картины, теперь расположились ковры. Ковры, ковры ворсовые и безворсовые, плотные, как войлок, и тонкие, как плед, тканые, вышитые и даже набивные большинство из них имеют названия, звучащие подобно стихам Хайяма: сюзане или килим.
Впрочем, что-то из них при прочтении этикетки окажется скатертью, стелившейся на пол юрты, а что-то – свадебной простыней, символизировавшей для новобрачных райский сад.
А есть еще и халаты: шелковые и хлопчатобумажные, мужские и женские наголовные, прикрывающие от солнечного зноя и постороннего взора лицо. Кстати, есть даже пресловутая паранджа. И, конечно, украшения. Они столь изобильно разложены по витринам и развешаны по манекенам, что охотно веришь рассказу коллекционера про то, как на свадьбе в Средней Азии невесту снабжали специальным шестом, чтобы она в своем тяжеленном роскошном уборе могла просто подняться с места.
Коллекционер – это москвичка-угличанка Елена Лисовская, биолог по образованию, дизайнер по специальности, а по сути – человек, вот уже 15 лет безумно увлеченный Востоком, его древней культурой, поныне сохраняющей свою самобытность. Ее энтузиазм следует воспевать восточными стихами – кто еще в сопровождении одного лишь мужа, зная «3 слова на арабском и 4 – на английском» (думаю, Елена немного скромничает), способен, очертя голову, броситься неведомо куда? Причем не только в Иран или Узбекистан, но и в вообще постоянно воюющий Йемен. Кто еще способен экономить на всем, чтобы после классического, длящегося иногда несколько дней восточного торга приобрести очередное сокровище для своей коллекции?
Глядя на экспонаты выставки, не знаешь, на какую красоту дивиться в первую очередь! То ли на крошечные старинные (до нашей эры!) персидские бусинки, то ли на длинную тканую ленту, которой увязывали пожитки кочевники. То ли на неописуемо прекрасный вышитый шелковый халат, то ли на серебряные курдские подвески, незаметно (ислам все-таки) украшенные чеканными изображениями лиц. Здесь можно провести много времени, читая этикетки, разглядывая сотни вещей и все глубже погружаясь в пространство восточной сказки. Куратор выставки Наталья Горшкова; дизайн Евгения Сафронова.
Сергей Овсянников, сотрудник музея