В Рыбинском городском Совете работают пять постоянных комиссий. Одна из них – это комиссия по вопросам местного самоуправления. О том, какие проблемы города приходится решать членам этой комиссии, читателям «РН» рассказал ее председатель депутат Муниципального Совета Петр Кельберг.
– Петр Сергеевич, какие задачи стоят перед комиссией по местному самоуправлению?
– Функции нашей комиссии – законодательно обеспечить условия для работы как исполнительной власти в городе, так и представительного органа власти. Дело в том, что изменения в федеральном законодательстве и областном законодательстве происходят с завидной периодичностью. Чтобы не возникало противоречий, необходимо приводить местное городское законодательство в соответствие с законами, принимаемыми на вышестоящих уровнях. Характерный пример. В свое время был принят закон Ярославской области, в рамках которого предусматривался переход от прямых выборов главы города к конкурсу на должность главы администрации. Так называемого сити-менеджера. После принятия этого закона пришлось вносить множество изменений в Устав города, изменить регламент работы Рыбинского городского Совета депутатов и положение о Совете. Была проделана колоссальная работа. Но в ноябре прошлого года областные депутаты вновь изменили закон, вернув прямые выборы главы. Пришлось все возвращать на круги своя. Были внесены изменения в Устав. В настоящее время текст Устава подготовлен и направлен на утверждение в Министерство юстиции. Мы ожидаем утверждение этого документа в ближайшие дни. Сейчас опять идет работа над изменением регламента и положения о Совете. То есть нормативная база вновь приводится в соответствие с законодательством Ярославской области.
Все изменения в законодательстве надо грамотно проработать с юристами администрации и Совета, с представителями прокуратуры. Итоговые документы, которые выносятся на Совет, должны быть, что называется, без сучка, без задоринки, чтобы уже на Совете депутаты, ознакомившись не с сырым, а с основательно подготовленным документом, могли быстро его утвердить. Чтобы это произошло, документы должны учитывать позицию всех депутатов. В ходе подготовки документов, выносимых на голосование, заранее должны быть устранены все возможные противоречия.
– С какими проблемами сталкивается комиссия по местному самоуправлению Совета депутатов в своей работе?
– Проблемы возникают по любому вопросу. У каждого депутата, как и у каждого человека, может быть свое личное мнение, которое отличается от мнения других. Наша задача – в процессе работы все эти мнения учесть и прийти к единому общему знаменателю. Главное, так организовать работу, чтобы в рамках ее рождались проработанные документы, которые лягут в основу местного законодательства. Мало того, если документ готов, но депутаты не поняли всех его тонкостей с первого раза, задача комиссии – объяснить коллегам, почему надо так, а не иначе. Довести до них все тонкости. Чтобы итоговое решение принималось с учетом всех значимых обстоятельств. Когда до каждого конкретного депутата удается донести юридическую составляющую вопроса, это позволяет преодолеть возможные противоречия.
По сути, каждый раз при подготовке того или иного решения Совета приходится заниматься неблагодарной черновой работой, в рамках которой утрясаются все возможные мнения, отбрасываются юридические безграмотные решения, вырабатывается общая, юридически выверенная позиция, которая и ложится в основу при подготовке выносимых на Совет документов. При этом через депутатов в обязательном порядке учитывается и мнение жителей города.
И Устав, и положение о Совете, и регламент – это очень важные документы. Они определяют правила, по которым живет наш город, действуют органы власти. Но это лишь малая часть тех вопросов, которыми приходится заниматься комиссии. Например, около 7 месяцев решался вопрос о денежной компенсации старшим по домам и руководителям КТОСов. Пришлось менять законодательную базу, на основе которой работают эти институты. Для этого была создана специальная рабочая группа. В ходе ее работы удалось развязать очень сложный узел противоречий. В итоге в декабре долги были выплачены.
– Почему потребовалось 7 месяцев, чтобы решить вопрос о компенсации руководителям КТОСов?
– Пришлось изрядно поработать юристам, чтобы найти законные основания для этих выплат. Чтобы выплаты были произведены, серьезно было подкорректировано местное законодательство. При подготовке изменений в закон пришлось учесть все пожелания прокуратуры, чтобы позже вынесенные Советом решения не были опротестованы.
– Комиссии нередко приходится прорабатывать достаточно сложные вопросы. Насколько при этом удается использовать опыт других муниципальных образований?
– Мы стараемся не только не повторять собственные ошибки, но и учитывать ошибки других. Тем более учитываем и чужой положительный опыт. Изучаем законодательство других муниципальных образований не только в нашей области, но и в соседних регионах. В частности, я лично немало времени посвятил изучению законодательства, по которому живут муниципалитеты соседней Тверской области, ряда регионов Зауралья. При этом я считаю, что все депутаты заинтересованы в том, чтобы наш город сдвинулся с мертвой точки, имея двухмиллиардный долг. Поэтому каждому депутату приходится учитывать опыт других.
– Простые жители могут повлиять на решения, принимаемые возглавляемой вами комиссией и Советом в целом?
– Со своим мнением, со своим видением того или иного закона в Совет может обратиться каждый житель города. У нас в Рыбинске традиционно очень высокая активность граждан. Конечно, хотелось бы, чтобы у нас развивалось местное самоуправление. В этом направлении в последнее время были созданы два новых КТОСа – Казанский и Щепкинский. Там очень активные граждане, готовые прилагать усилия, чтобы их жизнь стала лучше. Практически все вопросы, которые возникают у жителей города, можно решать через КТОСы. Например, через эти институты жители города могут инициировать решения вопросов по благоустройству придворовых территорий. Добиться, чтобы в их дворе был установлен, к примеру, детский городок и т.д. Мы тоже готовы работать в этом направлении.
– Как правило, жители города обращаются со своими проблемами не в Совет, а непосредственно к депутату, который избран от их территории. Однако в ответ на просьбы часто приходится слышать, что в городе нет свободных денег. Что делается для решения этой проблемы?
– К сожалению, не все вопросы удается решить сразу. Чаще всего это связано с недостатком средств в местном бюджете. Но здесь мы не складываем руки. От лица депутатского корпуса Рыбинского городского Совета уже были прямые обращения в Правительство области с целью изыскать возможность привлечения в город дополнительных средств из областной казны. На этом мы решили не останавливаться. К счастью, рыбинский Совет имеет право выходить на уровень региона, непосредственно в областную Думу с прямой законодательной инициативой. В настоящее время мы прорабатываем такую возможность. Будем настаивать на дополнительном финансировании, чтобы деньги, которые собираются в качестве налогов на нашей территории, возвращались в город и служили основой для его дальнейшего развития.
Беседовал Иван ТЕПЛОВ