В чем особенности формирования областного бюджета на 2016 год, сможет ли он в полной мере исполнить возложенные на него функции социального обеспечения и, наконец, сможет ли оказать действенную помощь бюджету нашего города, об этом читателям «РН» рассказал депутат областной Думы, член комитета по бюджету, налогам и финансам Сергей Балабаев.
– Сергей Анатольевич, не секрет, что бюджет региона на нынешний год был подготовлен и принят депутатами в условиях экономического кризиса. Как эти обстоятельства повлияли на главный финансовый документ региона?
– Особенность бюджета Ярославской области на 2016 год заключается в том, что размер доходов и, соответственно, расходов по сравнению с 2015 годом уменьшен на 7 миллиардов рублей. Если в 2015 году расходы областного бюджета составляли 61 миллиард 400 миллионов рублей, то в 2016 году они сократятся до 54 миллиардов, что не может не сказаться на выполнении государственных услуг и обязательств перед населением Ярославской области.
Бюджет на 2016, который был принят, это бюджет катастрофы. Рост тарифов плюс инфляция – все это говорит нам о том, что если бы мы хотели остаться на уровне 2015 года, то расходы на социальное обеспечение жителей Ярославской области чисто математически должны были бы вырасти минимум на 30%. Но этого, как мы знаем, не произошло.
По сравнению с прошлым годом в нынешнем году практически в каждой государственной программе, в каждой отрасли жизнедеятельности – в образовании, культуре, спорте, здравоохранении, коммунальных услугах и т.д. – расходы подвергнутся сокращениям в среднем на 1 миллиард рублей.
– И что в этой ситуации делает исполнительная власть региона?
– На мой вопрос к губернатору, к председателю Правительства Ярославской области, каким образом в этих условиях планируют обеспечить социальные обязательства на прежнем уровне, ответ был такой, что на всех хватит. При этом, согласно прогнозу социально-экономического развития Ярославской области на 2016 год, количество людей, которые будут проживать за чертой бедности, увеличится в 2016 году на 45 тысяч человек и ориентировочно достигнет 175 тысяч. Эта ситуация, на мой взгляд, требует дополнительных расходов на выполнение областным Правительством социальной функции перед этими жителями. Каким образом все обязательства будут выполнены, для меня большой секрет. Как это происходит, мы уже видим по первым месяцам года. Видно, что происходит реальное сокращение расходов. Если, к примеру, взять сферу здравоохранения, то если раньше средний показатель нахождения больного на стационарном лечении составлял 14 дней, а еще ранее – три недели, то теперь людей лечат в стационаре в среднем по 10 дней. По мнению медицинских специалистов, этого недостаточно для проведения всех терапевтических мероприятий. Однако именно таким образом Ярославская область пытается сократить свои расходы. Сейчас госдолг региона составляет 35 миллиардов рублей. Согласно письму, пришедшему из Минфина, госдолг не должен превышать 50% собственных доходов, в нашем случае 27 миллиардов рублей. Как результат, чтобы уменьшить размер государственного долга, наш регион намеренно сократил расходы. То есть за счет жителей области мы закрываем долги, которые кто-то накопил, неэффективно растрачивая деньги, строя какие-то технопарки, которые никем не используются, и т.д. Также смущают дополнительные расходы со стороны бюджета в виде финансирования организаций, которые намеренно создают убытки. Например, Ярославской генерирующей компании. Это открытое акционерное общество, которое должно приносить прибыль. Но только по этому предприятию на областную казну легла нагрузка в размере полутора миллиардов рублей убытков. И это все компенсируется за счет сокращения государственных услуг жителям региона.
Эта картина показывает, что наша жизнь не улучшится. Просто будут создавать дополнительные административные препятствия для оказания социальных услуг жителям Ярославской области.
– По тому же сценарию, как в конце 2014 года были отменены некоторые статьи действовавшего в нашем регионе Социального кодекса…
– И в Конституции РФ, и в Социальном кодексе, который действовал до последнего времени на территории области, была норма, что показатели социальной защищенности, достигнутые ранее, не могут быть изменены в худшую сторону. И когда губернатором было предложено временно (подчеркну, что ничего нет более постоянного, чем временное) отменить действие некоторых социальных льгот, то прокуратура выступила с протестом, что это нарушает статьи регионального Социального кодекса. И что сделала партия власти? Она приостановила действие статей самого Социального кодекса! После отмены этой нормы с начала 2015 года уровень социальной защищенности населения в Ярославской области ухудшать стало как бы можно. Стало возможным отменить льготы многодетным, бесплатное питание в начальной школе и т.д. Все это делается, несмотря на то, что противоречит Конституции и гарантиям, данным президентом страны Владимиром Путиным.
– Получается, что руководителям нашего региона и указы президента не указ?
– На мой взгляд, у нас в Ярославской области это давно так. Почему-то исполнительная власть региона и фракция «Единая Россия» в областной Думе к указам президента по сферам деятельности, которые не урегулированы федеральными законами, относятся очень легко.
– Дополнительные средства для региона можно было бы получить из федерального центра. Этого не происходит. С чем это связано?
– В Российской Федерации на сегодняшний день 11 регионов-доноров. Удивительным образом вместе с Москвой, Санкт-Петербургом, Тюменской областью, Ямало-Ненецким округом и рядом других регионов туда попала и Ярославская область.
Пусть валовой региональный продукт у нас и очень высокий. Но основная часть этих денег уходит в федеральный центр и региону мало что остается. При этом Ярославская область практически не участвует в федеральных целевых программах. Почему это происходит? Выскажу свое мнение. Во-первых, участие в такого рода программах предполагает ответственность за их выполнение. Во-вторых, расходование федеральных средств влечет за собой жесткий контроль со стороны федерального центра. И получается, если нам дали 54 миллиарда, мы на них и живем. И в федеральных программах не участвуем, чтобы не допустить в регионе внешнего финансового контроля.
– Как в этих условиях строятся взаимоотношения между бюджетом области и бюджетами муниципальных образований?
– Возьмем, к примеру, распределение средств Дорожного фонда. Уличная сеть в муниципалитетах давно не видела настоящих ремонтных работ. При этом средства регионального фонда распределяются соответственно количеству жителей каждого муниципального образования. Но ведь число жителей напрямую с протяженностью улично-дорожной сети не связано!
В отношении финансирования по другим вопросам муниципальные образования испытывают аналогичные проблемы. Собственных доходов им не хватает. И в основном их бюджеты состоят из той части федеральных налогов, которые перераспределяются между муниципальными образованиями на уровне областного центра.
При этом при распределении денег полностью игнорируются принципы бюджетной обеспеченности, заложенные в Бюджетном кодексе. Если мы возьмем полномочия органов местного самоуправления, все они прописаны в 131-м федеральном законе. Эти полномочия по образованию, содержанию улично-дорожной сети и т.д. все находятся на уровне муниципальных образований. Поскольку основная часть денег перераспределяется через областной бюджет, самостоятельно в полной мере эти полномочия муниципалитеты исполнять не могут. И раз Ярославская область взяла на себя функции по сокращению госдолга, финансовая нагрузка автоматически ложится и на муниципальные образования. С финансовой стороны они сегодня связаны по рукам и ногам и не могут реализовывать какие-либо собственные программы, не связанные с программами, принятыми на уровне региона. Все они находятся в прямой финансовой зависимости от Правительства области и губернатора. Получается, что каждый глава муниципального образования не самостоятельная фигура, а исполняет функции представителя губернатора на муниципальной территории. Сколько ему денег дадут, столько он и потратит. И ничего больше практически сделать не сможет.
– Как может Рыбинск в такой ситуации эффективно бороться за дополнительное финансирование со стороны региона?
– История о том, что нет денег и что их на все не хватит, это миф. Есть конкретные люди, которые принимают финансовые решения, и есть неэффективное использование финансовых средств. Рыбинск и любое другое муниципальное образование имеют возможность участвовать в распределении средств и получать эти деньги. Проблема в пассивности органов исполнительной власти на уровне местного самоуправления. Проблема в пассивности местного депутатского корпуса. В Ярославской области 48 государственных программ. О них не очень хорошо осведомлены даже депутаты Ярославской областной Думы. Что уж говорить о представителях муниципальных администраций и местных депутатах, которые более чем про половину этих программ вообще знать не знают. По действующему на территории региона законодательству и депутаты Рыбинского городского Муниципального Совета, и глава городского округа город Рыбинск имеют право законодательной инициативы. И Совет, и глава могут обратиться в областную Думу с вопросами о внесении изменений в бюджет Ярославской области в части выделения средств городу Рыбинску по тем или иным программам. Соответственно к этому обращению должны быть приложены финансовые расчеты и экономические обоснования. В данном случае областные депутаты должны были бы этот вопрос рассмотреть и вынести соответствующее решение.
Беседовал Александр ЕФРЕМОВ