Наша газета продолжает рассказ о работе основных комиссий городского Муниципального Совета. На этот раз о работе комиссии по бюджету, налогам и финансам читателям «РН» рассказал ее председатель Александр Сивков.
– Александр Сергеевич, сколько депутатов работают в возглавляемой вами комиссии, какие вопросы им совместно приходится решать?
– Состояние бюджета, его доходной и расходной части прямо влияет на программы развития города, на финансирование его текущих потребностей. Поэтому я считаю, что комиссия по бюджету, налогам и финансам одна из наиболее приоритетных в Совете. В комиссию входят 20 депутатов. Это 80% от всего депутатского корпуса. Собирается комиссия довольно часто. Но самый сложный, самый интенсивный период работы для нас наступает тогда, когда вносится на обсуждение городской бюджет. Обычно это происходит в ноябре и занимает более недели.
– Кто готовит проект бюджета, кто закладывает основные его параметры?
– Проект бюджета вносится исполнительной властью. И задача депутатов проследить, чтобы в нем в должной мере были отражены все значимые для города аспекты, а также учтены интересы избирателей. В том числе интересы жителей каждого конкретного избирательного округа. В ходе обсуждения мы рассматриваем все направления, на которые планируется тратить бюджетные средства.
– В чем особенность бюджета нынешнего года?
– В ноябре обсуждение бюджета на 2016 год проходило очень интересно. Звучали самые разные предложения. Но в итоге депутаты согласились с мнением, что для города необходим бездефицитный бюджет. Такой бюджет и был принят. С начала года администрация уже выходила с рядом его изменений и уточнений. Мы их рассмотрели. И на сегодняшний день бюджет остается бездефицитным.
– Какие еще вопросы чаще всего приходится решать на комиссии?
– В основном нам приходится сталкиваться с изменениями и дополнениями, которые вносит исполнительная власть. Эти документы поступают в аппарат Муниципального Совета. Там работают люди, которые производят рассылку депутатам. Готовят предложения. Если из представленной администрацией сопроводительной информации что-то не ясно, чаще всего я звоню руководителю городского департамента финансов Михаилу Капранову и прошу дать более подробные разъяснения по тому или иному вопросу.
В целом в вопросах формирования и принятия бюджета с администрацией города складываются рабочие отношения. И работники администрации, и депутаты Совета прекрасно понимают, что живем мы в одном городе. Все желаем ему добра. В то же время на Муниципальный Совет возложены функции контроля над исполнением бюджета. В этом же направлении работает контрольно-счетная палата (КСП). Задача КСП – осуществлять контроль над тем, как все муниципальные предприятия, учреждения и департаменты администрации исполняют свои функции по эффективному использованию бюджетных средств.
– Как строится работа комиссии? Насколько гладко обычно происходит обсуждение? Возникают ли сложности?
– При подготовке очередного заседания комиссии материалы для него рассылаются всем ее членам. Коллеги внимательно их изучают. Готовят свои вопросы и предложения. После этого во время работы комиссии происходит обсуждение. Идет поиск наиболее рациональных решений. Конечно, в рамках комиссии по тем или иным вопросам существуют так называемые группы по интересам. То есть группы депутатов, чьи взгляды совпадают. Важно понимать, что опыт у депутатов, работающих в комиссии, разный. Кто-то больше задает вопросов, больше формулирует предложений. Кто-то меньше. Тем не менее, в обсуждении участвуют все. Правда, бывают и сложности. Например, чуть более года назад тяжело проходило обсуждение бюджета на 2015 год. И приняли мы его далеко не с первого раза. Понятно, что совпадать на 100% позиции каждого из депутатов не могут.
– В 2015 году в целом по стране уровень производства снижался. Однако в трех городах, а именно в Туле, Ижевске и нашем Рыбинске, отмечен промышленный рост. Каким образом это сказалось на наполнении городского бюджета?
– Основная составляющая налогов, которые идут в муниципальные бюджеты, это налог на доходы физических лиц, так называемый НДФЛ. Если заработная плата растет, то растут и доходы местных бюджетов. К сожалению, в условиях кризиса заработная плата не росла. По этой причине не было и увеличения доходов городского бюджета. А то, что на наших предприятиях отмечен рост производства, от этого лишь выиграли бюджеты области и Федерации.
– На последнем заседании Совета руководитель департамента финансов администрации города Михаил Капранов прямо сказал, что сейчас бюджет города находится в состоянии технического дефолта. И если не будут приняты срочные меры, дефолт может стать финансовым. В чем причина возникшего бюджетного кризиса?
– Состояние бюджета города наисложнейшее. При этом надо понимать, что нынешнее его состояние не возникло из ничего. То, что мы имеем сегодня – это результат реализации программы развития города за минувшие шесть лет. За это время город сделал большой шаг вперед. Сколько у нас было введено объектов. Сколько построено парков, фонтанов, отремонтировано дорог, дворов! Появились новые объекты, другие были основательно реконструированы, проводилось берегоукрепление. Но надо понимать, что все программы развития требуют значительных затрат. Привлекались областные средства. Для того чтобы это стало возможным, город должен был участвовать в программах в рамках софинансирования. И Муниципальный Совет второго созыва соглашался утверждать такие расходы. При этом не надо забывать, что менялись правила распределения доходов. По тому же НДФЛ. Прежде доля сборов по этому налогу, которая оставалась в городе, была значительно больше, до 60%. Сейчас – 30%. Ранее, залезая в долги, городские власти рассчитывали на будущие доходы. Теперь же получается так, что город в рамках действующей структуры распределения налогов является донором для области. То есть отправляет в областной бюджет больше средств, чем получает помощи из области.
– Что делается для решения проблемы?
– Если бы мы получили из области 400 миллионов в качестве бюджетного кредита, то могли бы поправить ситуацию. Кредитоваться же в коммерческих банках – дорого. Уже сейчас городу приходится тратить на оплату процентов по коммерческим кредитам под 200 миллионов в год. Мы могли бы часть этих денег вкладывать в программы развития. Переговоры продолжаются, этим занимается исполнительная власть.
Мы специально и принимали бездефицитный бюджет, чтобы выполнить условие Минфина и департамента финансов области. Теперь как раз и получили право на бюджетное кредитование. Однако пока кредиты нам не предоставляют. При этом важно учесть, что и у Ярославской области с бюджетом в нынешнем году далеко не все благополучно. Он на 7 миллиардов меньше, чем был год назад. При этом наш регион является для Федерации донором, то есть дотирует бюджет страны. В то же время в нынешней экономической ситуации проблемы с бюджетами муниципальных образований присутствуют не только в Ярославской области, но и в других регионах страны.
– Какими вы видите перспективы рыбинского городского бюджета в ближайшие годы?Как скоро город сможет найти выход из бюджетного кризиса?
– Быстро решить все финансовые проблемы города, на мой взгляд, нереально. Чтобы все нормализовалось, предстоит тяжелая работа на протяжении как минимум пяти лет. Все будет напрямую зависеть от тех дополнительных средств, которые мы сможем привлечь со стороны. Например, из области. При этом основная задача – добиться снижения долговой нагрузки, которая для города сейчас слишком велика. Также необходимо в кратчайшие сроки погасить кредиторскую задолженность Рыбинска.
– Пока город выходит из бюджетного кризиса, хватит ли у него средств, чтобы поддерживать в должном состоянии общегородские инженерные коммуникации, те же дороги?
– Текущие работы во всех сферах жизнедеятельности будут финансироваться на необходимом уровне. На этот счет особых опасений нет. В то же время обязательно нужно изыскивать средства для сокращения кредитной нагрузки со стороны коммерческих банков. Предварительно мы рассматривали бюджет на три года. И в 2017-м, и 2018-м годах у нас запланирован профицит в размере 50 миллионов. Посмотрим, как это будет выглядеть в будущем, но пока такие планы есть, и кредитную нагрузку мы будем снижать. При этом надо понимать, что мы не живем на необитаемом острове. Мы встроены в общую систему государства и напрямую зависим как от экономической ситуации в стране, так и от уровня обеспеченности вышестоящих бюджетов. Все проблемы, которые стоят перед страной, напрямую сказываются и на Рыбинске.
Беседовал Иван ТЕПЛОВ