Выставка фотографий Юрия Черных «Люди», недавно открывшаяся в Рыбинском музее-заповеднике, построена на идее, которая на первый взгляд может показаться простой до незамысловатости: показать разных людей.
В музее уже бывали интересные выставки, посвященные людям, объединенным верой, творчеством, общей родиной (как правило, в этом качестве выступал наш Рыбинск!). Однако героев, запечатленных фотоаппаратом Юрия Черных, связывает, пожалуй, лишь то, что все они живут на нашем земном шаре – в самых разных странах и континентах. Таиланд и Эфиопия, Турция и… Пошехонье, Рыбинск, еще какие-то родные города и села – с ходу и не определишь, какой губернии. Правда, если бы не подпись «Турция», обитательницу беленой мазанки вполне можно было бы прописать где-нибудь в Ростовской области или в Оренбуржье. И то, что ребятишки, плещущиеся в речке у моста, не просто загорелые, а темнокожие – замечаешь далеко не сразу. Ну, разумеется, иссиня-черные африканцы или жители Индокитая с их характерными чертами узнаются сразу, как и наши мужички и тетушки.
Впрочем, есть у них еще одна общая черта – всех их можно назвать словами «простые люди». Не важно, в какой стране они живут и даже какое у них положение. Деревенская дама, победоносная, как растущий рядом на грядке-клумбе лук Суворова, вполне может оказаться дачницей – «в миру» главбухом предприятия средней руки, а пожилой мужчина в клубах сигарного дыма – таиландским поэтом или профессором (кому что больше нравится). Да и наш парень на мотоцикле, с весьма критическим выражением лица обернувшийся на ножки проходящих девушек, уверен, был бы очень удивлен той пестрой компанией, в которую попало его изображение.
Как говорит Юрий Черных, такой подбор героев предопределила сама жизнь. Начав делать подобные фото в Европе или США, можно запросто угодить под суд за «вторжение в личную жизнь» людей, не дававших тебе письменного разрешения на их съемку. А здесь на одном из фото изображена толпа радостных негров, украсивших свои прически листьями и травой и с детским нетерпением ожидающих, когда и для них «вылетит птичка» из аппарата. Да и наши люди, слава Богу, пока что охотно готовы сделать маленькое одолжение фотографу. Однако Юрию Черных мало просто готовности позировать. Большинство его кадров появились в результате долгого контакта с людьми, когда они уже забыли думать о фотоаппарате, стали естественными и попали в объектив во всей своей красе, со своим характером, эмоциями, судьбой.
Интересно, что герои этой выставки практически всегда находятся в своем собственном мире: рисовых полей, переправы через Волгу, африканской саванны, тростниковой хижины или городской квартиры. Фотографу, похоже, доставляет наслаждение «прописывать» многочисленные детали, дополняющие образ. Его «фотокартины» не стоит просто пробегать взглядом. Получив первое впечатление от полусотни работ, вернитесь к тем, что «легли на душу», постойте и полюбуйтесь. И вы ощутите, как блестит начищенный котел и шапкой встает убегающее из него молоко, которое только сейчас заметила красавица-индианка. Или на снимке с семейством полу (а то и совсем) голых эфиопов с их скотиной вдруг разглядите висящий на дереве автомат Калашникова. Или за грацией, с которой юная вьетнамка поливает огромное поле, кажется, лука, осознаете нелегкий труд – ведь по ведерной лейке в каждой руке!
Увидеть это совсем несложно. Выставка, расположенная в фойе музея, – прекрасный бесплатный бонус при любом его посещении. Только не очень затягивайте с визитом – она работает лишь до 3 апреля.
Сергей Овсянников, сотрудник музея