Домой Общество Пилинг для Матери-Волги из Рыбинска

Пилинг для Матери-Волги из Рыбинска

3

Летом этого года «Матери-Волге» исполнится 63 года. Но монументальная красавица на каменном постаменте в преддверии рыбинских шлюзов смотрится молодо благодаря реконструкции, проведенной в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)».

«Мать-Волга» — символ великой реки, воплощенный в образе русской женщины, статной, сильной, гордой, никогда не знавшей ни восточного рабства, ни западного отлучения от мужских дел, притягивает к себе взоры пассажиров проходящих мимо теплоходов с лета 1953 года. А ведь могло статься, что гостей Рыбинска встречали бы «Рабочий и Колхозница» — те самые, что возвышаются сегодня на огромном постаменте возле ВВЦ (бывшая ВДНХ) в Москве.

Их автор, скульптор Вера Мухина уже подобрала место, где в Рыбинске установить стальных триумфаторов Парижской выставки 1937 года. Эскизы мухинской пары перед рыбинскими шлюзами были опубликованы в журнале «Большая Волга» в 1939 году. Но возведение Рыбинского гидроузла еще не было завершено. А потом грянула война. «Рабочий и колхозница» до 2003 года обрели временное основание возле ВДНХ, а с декабря 2009 года 15-метровые колоссы социалистической эпохи возвышаются там на подобающем им 34-метровом постаменте.

После войны трудовой подвиг создателей Рыбинского водохранилища и грандиозных сооружений Рыбинского гидроузла увековечил московский скульптор Сергей Шапошников.

Первоначальный проект предусматривал установку памятника «Мать-Волга» перед средней шлюзовой башней со стороны рукотворного моря. В 1952 году Сергей Шапошников приехал в Рыбинск, осмотрел местность, ее рельеф, соизмерил масштаб монумента и шлюзов и решительно забраковал этот проект. Превращаясь в украшение гигантских шлюзов, «Мать-Волга» теряла монументальную оригинальность.

Шапошников предложил поставить скульптуру в самом начале дамбы, которая на целый километр выдвинулась в водохранилище. Возвышаясь над водой, свободная от тесных объятий шлюзов «Мать-Волга»» зрительно объединяла в единое целое все сооружения гидроузла. 02_Мать-Волга в ремонте

Сооружался памятник так…

Двухметровую модель статуи распилили на фрагменты толщиной в пять сантиметров. На фанере были вычерчены контуры каждого фрагмента с пятикратным увеличением. На дамбе, на месте будущего памятника, была сооружена башня, в которую заключили до поры до времени и статую, и высокий пьедестал для нее.

Фанерные листы складывали в обратном порядке, фиксируя деревянными брусками, благодаря которым между фрагментами получались зазоры в 25 сантиметров. Таким образом, собрали 11-метровую деревянную статую. Ее обмазали гипсом, потом на гипсовую скульптуру надели гипсовый же кожух. Через постамент из огромной формы выбрали все дерево и гипс статуи. В образовавшейся пустоте был сварен армированный «скелет». Наступила напряженная пора изготовления железобетонного тела статуи. Только на изготовление простертой к Рыбинскому морю руки понадобилось 16 тонн бетона. Вместе с постаментом «Мать-Волга» поднялась ввысь на 28 метров.

За шесть десятилетий бетон памятника загрязнился и потрескался под воздействием климата и осадков. «Мать-Волга» утратила былую красоту. И тогда реставраторы сделали ей «пилинг».

Как сообщал начальник Рыбинского района гидросооружений — филиала ФГБУ «Канал имени Москвы» Тимур Борисов, в ходе реконструкции было полностью обновлено покрытие скульптуры: ее очистили от грязи, были восстановлены утраченные фрагменты бетона с помощью цементной смеси со специальными добавками, отремонтирован постамент, приведены в порядок все элементы барельефа.

Александр СЫСОЕВ

Предыдущая статьяВ рыбинском поселке объявлен карантин по бешенству животных
Следующая статьяЯрославская пенсионерка отдала незнакомым людям 224 тысячи рублей

3 КОММЕНТАРИИ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.