«Рыбинская неделя» завершает серию публикаций о работе постоянных комиссий Муниципального Совета города Рыбинска. Сегодня о деятельности комиссии по экономической политике нам расскажет ее председатель Игорь Палочкин.
— Игорь Владиславович, какие вопросы решает комиссия по экономической политике и какое место она занимает в структуре всей представительной власти нашего города?
— Направления деятельности, а также и названия комиссий Муниципального Совета Рыбинска традиционно соответствуют комиссиям вышестоящего представительного органа, то есть Ярославской областной Думы. В рыбинском Совете это бюджетная комиссия, комиссии по социальной политике, местному самоуправлению и по экономической политике. Единственное исключение – это организованная в Муниципальном Совете нашего города комиссия по городскому хозяйству и развитию ЖКХ. Ранее ее полномочия входили в сферу деятельности комиссии по экономической политике. Но поскольку тема ЖХК очень емкая, по моему предложению около десяти лет назад депутаты согласились выделить вопросы ЖКХ в отдельный блок. И практика доказала, что это решение было правильным.
— После выделения темы ЖХК, какие вопросы остались в ведении комиссии по экономической политике?
— Вопросов много. Один из самых важных, судя по бурным дискуссиям, это порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью. На комиссии по экономической политике принимаются все решения по операциям с принадлежащей городу недвижимостью. В рамках правового поля мы можем выслушивать и принимать предложения городской администрации. Мы изучаем документы, проводим анализ по тому или иному объекту и либо поддерживаем предложенное решение, либо отклоняем его.
В дальнейшем вопрос рассматривается на Муниципальном Совете, но решение комиссии, как правило, является определяющим для итогового решения Совета.
В последний год знаковым стало обсуждение предложения администрации о продаже акций «Горэлектросети». В администрации не видят другого решения, так как требуется срочно пополнить городской бюджет. Тем не менее, комиссия вышла с предложением, что продавать акции именно сейчас было бы крайне неэффективно. Сегодня экономика страны находится в состоянии кризиса. У потенциальных покупателей просто недостаточно средств на совершение серьезных сделок. А через какое-то время, когда экономическое положение улучшится, можно будет продать эти активы гораздо дороже. Наше решение было аргументировано и еще одним обстоятельством. Дело в том, что за уличное освещение и прочие удовольствия город имеет перед «Горэлектросетью» задолженность порядка ста миллионов рублей.Частный собственник, который приобретет предприятие, начнет с простого – с взыскания этих долгов. В результате сумма, вырученная за акции, окажется существенно меньше от заявленной.
— Все сделки с городским имуществом требуют согласования с депутатами?
— Да, эти вопросы сначала поступают в комиссию по экономической политике. Например, такие сделки, как мена, когда есть у города не самая нужная собственность, и можно эффективно ее поменять. Иногда возникают случаи, когда инициаторами мены становятся рыбинцы, предлагая поменять свою квартиру на жилье, находящееся в муниципальной собственности. Такие вопросы тоже всесторонне изучаются. И решение принимается с учетом городских интересов. Однако в итоге выигрывают обе стороны.
— Какие еще вопросы рассматриваются на комиссии?
— Планы развития города, проекты развития инфраструктурных объектов… Также мы обсуждаем тарифы муниципальных предприятий. Правда, здесь тема обсуждения порой пересекается с полномочиями комиссии по городскому хозяйству и реформированию ЖКХ. В этом случае мы решили проводить совместные заседания. Последний пример такой работы это обсуждение предложения о повышении предельных индексов на тепловую энергию, так называемых ПИНов. «Теплоэнерго» при поддержке администрации обратилось с предложением повысить эти индексы сверх установленных областью пределов. Были приведены убедительные аргументы, мы детально рассмотрели проблему, выехали на предприятие. Изучили инвестиционную программу, перспективы развития, анализ хозяйственной деятельности.
В итоге после бурной дискуссии, учитывая особые обстоятельства, все же было принято решение согласиться с позицией администрации. При этом для нас было очень важно, чтобы жители города поняли, для чего принято данное решение.
— Генеральный план Рыбинска – тоже ваша забота?
— Да, в этот документ, определяющий развитие Рыбинска, довольно часто вносятся изменения. Жизнь не стоит на месте, с необходимостью что-то поменять в генплане мы сталкиваемся регулярно. И у нас с департаментом архитектуры и лично с главным архитектором Любовью Тихоновой выработался своеобразный стиль взаимоотношений. В департаменте уже знают, как подавать информацию по той или иной проблеме, чтобы она была понятна всем депутатам, даже тем, кто не имеет специальных знаний в сфере архитектуры и строительства. Поэтому вопросы рассматриваем и решаем быстро.
— Как известно, в Совете 25 депутатов. Сколько из них пожелали работать в комиссии по экономической политике?
— В состав комиссии входят 22 депутата.
— Как строится их работа? Кто определяет направление дискуссии?
— Часто приходится обсуждать предложения администрации. При этом, как и на любой другой комиссии Совета, перечень вопросов и основные ориентиры обсуждения определяют руководители: председатель и его заместитель. В наших полномочиях разобраться в сути проблемы, пригласить докладчиков. Многие депутаты сами стали экспертами, и запрашивать дополнительную информацию в той же администрации приходится далеко не всегда. За годы работы накоплен значительный опыт. Часто я заранее могу предположить, что будет волновать моих коллег-депутатов в том или ином вопросе, какие проблемы актуальны для разных избирательных округов. В свою очередь и докладчики, а это, как правило, заместитель главы или руководители профильных департаментов, тоже хорошо ориентируются в обсуждаемых проблемах. Они заранее знают, какую отчетность предоставить депутатам. И все необходимые документы мы получаем заранее.
— Исходя из опыта комиссии по экономической политике, какие направления работы администрации города можно было бы усилить?
— Есть проблемы в эффективном использовании собственности города. Это заброшенные помещения, целые здания, инженерные коммуникации.В отношении этих объектов мы не видим хозяйского подхода. Тем временем эта собственность не просто не используется с пользой для Рыбинска, она при этом разрушается. Хотелось бы видеть от новой команды, которая сейчас формируется в администрации, хозяйский подход. Хорошее было бы дело, если новый замглавы по градостроительству выйдет в Совет, представит список конкретных объектов, которые эффективно не используются, техники, какого-то другого незадействованного имущества. И расскажет, что он предлагает сделать с тем или иным объектом, что-то продать, что-то сдать в аренду, а что-то сохранить для будущего.
При этом, если быть откровенным, вся востребованная недвижимость уже продана. Осталось в основном то, что никому не нужно.Но, тем не менее, мы обязаны эффективно распорядиться всеми активами, которые есть у города, независимо от их состояния. И наша первая задача – уменьшить затраты бюджета на обслуживание коммерческих кредитов.
В 2016 году это 180 миллионов рублей. Это большие деньги, которые можно было бы потратить на пользу Рыбинска.
Беседовал Иван ТЕПЛОВ