С 1 января пассажирские перевозки автобусами в Ярославской области осуществляет монополист – ГУ ЯО «Ярославское АТП». Объединение семи самостоятельных пассажирских автопредприятий в одно правительство Ярославской области проводило под флагом оптимизации и консолидации, ломая непокорных директоров через колено. Областные чиновники бравурно отчитались об успешных результатах объединения за два месяца. А на третьем месяце автоколхоз стали сотрясать конфликты.
В единстве — слабость
3 июля 2015 года на заседании Комитета по экономической политике Ярославской областной Думы кипели нешуточные страсти по поводу объединения всех государственных пассажирских автопредприятий в одно на базе Ярославского АТП. Вопрос в повестку дня заседания комитета был включен накануне в пожарном порядке. К тому вынудил скандал, разгоревшийся вокруг этой идеи областного правительства и методов ее реализации.
Концепцию объединения 7 пассажирских АТП в марте 2015 года озвучил председатель областного правительства Александр Князьков. Ее проводил в жизнь его заместитель Михаил Крупин. В свойственной ему нахрапистой манере он попытался убедить членов депутатского комитета, что новая политика в сфере пассажирских перевозок чуть ли не манна небесная. Объединенное автопредприятие к 2020 году должно приносить годовой доход в размере 37 миллионов рублей. И всем будет хорошо. В результате объединения АТП никто из работников – водителей и кондукторов – уволен не будет, сокращения коснутся только управленцев.
Депутаты и общественники сомневались в правдивости его слов. Звучали мнения, что реорганизация не приведет к экономии средств, о чем заявляло региональное правительство, а напротив, обернется дополнительными затратами.
– Реорганизация в том виде, как она сейчас задумана, нарушит сложившуюся организацию перевозок в Ярославской области и принесет областному бюджету убытки до 100 миллионов рублей, в том числе и за счет увеличения расходов муниципальных районов на финансирование убыточных внутримуниципальных перевозок пассажиров, утверждал председатель общественного совета при областном агентстве транспорта Роберт Бестаев.
Крайне сомнительна и выгода от централизации закупок (в том числе ГСМ и запчастей). Ведь в этом случае за каждой лампочкой, поршнем или канистрой с маслом из Шестихина, Переславля или Рыбинска придется мотаться в Ярославль. Что касается налогов, то уже сейчас понятно, что новое объединенное предприятие по ним только проиграет.
Депутаты также отметили, что областное правительство провоцирует конфликтную ситуацию, запуская реорганизацию АТП вопреки мнению общественного совета и Думы.
Подтверждением тому стало эмоциональное выступление директора Шестихинского АТП Андрея Капшая. Он сказал, что его автопредприятие стабильно работает, обслуживает три муниципальных района, имеет прибыль, а зарплата приближается к средней по Ярославской области. Оптимизировать расходы помогает упрощенная система налогообложения. В случае объединения использовать ее будет уже невозможно. А значит, в статусе филиала Ярославского АТП, на базе которого осуществлялось объединение, Шестихинское АТП будет жить на подачки из Ярославля.
Всем ребятам пример
Андрею Капшаю не было и 30 лет, когда в 2011 году он принял ГУП ЯО «Шестихинское АТП» с убытками 4,5 миллиона рублей и, образно говоря, вытащил автопредприятие из кювета. Шестихинское АТП многие годы балансировало на грани банкротства. Свыше 60% населения трех районов – это пенсионеры-льготники. Какая уж тут прибыль. Тем более что многие автобусы были старьем. Чтобы снизить затраты на обслуживание льготников, в Шестихинском АТП в 1996 году додумались обозвать часть автобусов «маршрутными такси». Ведь в «маршрутках» льготы не действуют. Пенсионеры подняли шум на всю губернию!
Фокус-покус с «маршрутками» не удался. Потому что в том же 1996 году на хлебном межмуниципальном маршруте «Шестихино-Брейтово» стали работать частники. Их микроавтобусы, рассчитанные на 12 пассажиров, составили конкуренцию государственному Шестихинскому АТП. Частники варьировали стоимостью проезда, а до райцентра Брейтово от станции Шестихино и наоборот они довозили пассажиров с комфортом на полчаса быстрее.
В 2004 году Шестихинское АТП сняло со своих автобусов «шашечки» и приготовилось умереть…
Молодой руководитель, приняв хозяйство, верно расставил акценты. В 2009-2010 годах автопарк Шестихинского АТП благодаря федеральной программе пополнился девятью новыми автобусами: шестью «пазиками» на 30 мест и тремя ЛиАЗами на 44 места. Благодаря новым машинам шестихинским транспортникам удалось не только снять проблему переполненности автобусов, совершающих рейсы от железнодорожной станции Шестихино до райцентра Брейтово, но и потеснить конкурентов-частников.
Более 30 тысяч рейсов по двадцати внутримуниципальным маршрутам и одному межмуниципальному – это свыше 500 тысяч пассажиров в год – вот показатели работы автопредприятия, которое обеспечивает связь жителей ярославской глубинки с райцентрами, наукоградом Борок, железнодорожными станциями и в конечном счете с областной столицей. АТП позволяет им приобщиться к благам цивилизации, культуре, образованию, медицинскому и социальному обслуживанию. Рассчитывать на самоокупаемость многих внутримуниципальных маршрутов не приходится. Но возить-то людей надо – пусть даже в убыток себе!
Андрей Капшай нашел выход, в том числе в индустрии отдыха. Шестихинское АТП подключилось к обслуживанию туристов, следующих от Углича до села Мартыново Мышкинского района к кацкарям. Город Мышкин благодаря удачно раскрученному «мышиному» бренду стал привлекателен для туристов. Автобусы Шестихинского АТП и тут пригодились. Андрей Капшай задумал приобрести отдельный туристический автобус, чтобы за счет прибыли от туристических рейсов покрывать часть убытков на местных линиях.
Но главная ставка была сделана на обеспечение должного технического состояния автопарка и регулярности рейсов. Выполнение плана по рейсам в Шестихинском АТП, в конце концов, составило 99,9%. В 2014 году на автопредприятии был получен положительный баланс, зарплата работников выросла на 50%.
В июне прошлого года в Ярославле чествовали руководителей 16 предприятий и организаций региона, которые честно выполняли свои обязательства перед работниками, своевременно и в полном объеме перечисляли страховые взносы в Пенсионный фонд России. Дипломом ПФР «Лучший страхователь 2014 года по обязательному пенсионному страхованию» был отмечен Андрей Капшай.
В унисон с Андреем Капшаем на вышеупомянутом июльском заседании думского комитета по экономической политике выступил директор Рыбинского ПАТП-3 Сергей Соколов. Он – руководитель одного из самых крупных и успешных в регионе пассажирских автопредприятий – также был категорически против объединения, поскольку не желал делиться прибылью со слабаками.
Нет пророков в своем Отечестве
Камнем на шее правительства Ярославской области было Переславское АТП. По состоянию на 2014 год кредитная задолженность у автопредприятия составляла 11 миллионов рублей, только за предшествующий год убытки от хозяйственной деятельности составили 9 миллионов. Дело дошло до того, что в 2013 году областное правительство предложило продать этот проблемный актив. Предложение вызвало общественный резонанс, и депутаты Ярославской областной Думы посоветовали чиновникам сначала разобраться с ситуацией в этой отрасли в целом, а потом уже решать – продавать отдельные АТП или нет.
Как организовать работу семи государственных АТП, чтобы снизить их убыточность, решали 22 мая 2014 года на заседании комитета Ярославской областной Думы по градостроительству, транспорту и дорожному хозяйству.
Руководитель областного Агентства транспорта Евгений Ильичев назвал совокупный долг всех государственных АТП на тот момент свыше 27 миллионов рублей. Конкретизировать, кто должник, а кто нет, он не стал. Он сосредоточился на трех вариантах решения проблем АТП:
– Первый вариант сохранить предприятие как есть и разработать программу выхода из кризиса, но это потребует значительного финансового вливания из областного бюджета. Второй вариант – преобразовать в ОАО с перспективой дельнейшей продажи. Третий – объединить все АТП в одно автопредприятие.
Заместитель председателя областной Думы Виктор Волончунас прозорливо отметил, что слияние проблемного Переславского АТП с другим автотранспортным предприятием не только не выведет из кризиса переславцев, а, напротив, «утопит» в одиннадцатимиллионных долгах любое другое АТП. Он предложил ряд мер по реабилитации предприятия. Во-первых, сокращение штата буквально на двух сотрудников даст возможность перейти на упрощенный режим налогообложения. Во-вторых, заменить 44-местные автобусы на убыточных маршрутах, где пассажиров раз, два и обчелся, на маломестные «Фиаты» и «ГАЗели». В-третьих, списать 18 вышедших из строя грузовых машин, с которых АТП продолжает платить налоги.
Однако мудрого хозяйственника Волончунаса региональные чиновники не послушали. Председатель областного правительства Александр Князьков взял курс на слияние автопредприятий-лидеров с аутсайдерами.
Сея ветер, пожнешь бурю
2 июля 2015 года было подписано постановление правительства Ярославской области о реорганизации, а 7 июля все директора автотранспортных ГУПов были выведены за штат. Им было предложено заключить новый контракт на управление до 1 января 2016 года, когда и начнет действовать объединенное ГУ ЯО «Ярославское АТП».
– Четыре руководителя документы подписали, а трое, Переславского, Шестихинского и Рыбинского ПАТП-3, предпочли получить денежное вознаграждение, - утверждал Михаил Крупин.
Он выдавал желаемое за действительное. Сергей Соколов и Андрей Капшай, с которыми областное Агентство транспорта не продлило контракты, подали в суд о восстановлении в должности.
Рыбинский городской суд решением от 28 августа 2015 года признал незаконным увольнение директора Рыбинского ПАТП-3 Сергея Соколова и восстановил его в должности. Неделей ранее увольнение директора Шестихинского АТП Андрея Капшая, лишившегося должности при аналогичных обстоятельствах, было признано Кировским судом Ярославля законным. Восстановленный в должности Сергей Соколов долго директором не проработал…
В ноябре 2015 года вновь созданный областной департамент транспорта, которому поручили объединение всех автотранспортных пассажирских предприятий, возглавил Олег Круглов, который ранее руководил областным департаментом дорожного хозяйства. 3 марта он приезжал в Рыбинск с отчетом об успешной деятельности объединенного ГУ ЯО «Ярославское АТП» за два месяца 2016 года.
А на следующий день его задержали сотрудники областного УФСБ по подозрению в мошенничестве с использованием служебного положения.
В конце марта СУ СКР по Ярославской области возбудило уголовное дело о неуплате налогов против руководства Переславского АТП. По версии следствия, с января 2014 по февраль 2015 года руководство предприятия в установленные законом сроки не перечисляло в бюджет налоги на доходы физических лиц. В результате в казну не поступила сумма в размере 2,7 миллиона рублей.
Сейчас следователи производят выемку финансовой документации, проводят допросы, устанавливают конкретных лиц, причастных к совершению преступления.
Поскольку Переславское АТП ныне является филиалом объединенного Ярославского АТП, стало быть, ему и отвечать по долгам. А значит, за чужие грехи – старые и новые – будут теперь отвечать всем автоколхозом все согнанные туда…
Александр СЫСОЕВ